Рена Джафарова: «В жестовом пении правил еще больше, чем у обыкновенного вокалиста»

Вы когда-нибудь были свидетелями того, как слабослышащие люди поют? Для многих уже сама постановка вопроса кажется абсурдной: в одном предложении слова «слабослышащие»и «поют» не увязываются точно. Но на самом деле люди с нарушением слуха умеют петь так, что ты в немом восторге вжимаешься в кресло на протяжении всего выступления. Мы поговорили с педагогом-организатором Новочеркасского технологического техникума-интерната(НТТИ) Реной Джафаровой о том, почему слабослышащему человеку без музыкального слуха никогда не стать настоящим певцом, как песню положить на жесты и с какого возраста можно заниматься жестовым пением.

 Рена Тофиковна, расскажите, когда вы решили учить студентов жестовому пению?

 Когда у нас появились студенты с проблемами слуха, лет восемь назад. В Москве есть «Театр мимики и жеста», где ставят спектакли для инвалидов. Я где-то случайно увидела видео с их номером. Мне понравилось. Я загорелась поставить такое у нас. У меня были две студентки, которых я попросила: «Девочки, давайте попробуем, что получится?» Они, конечно, очень сильно боялись, даже выходить на сцену, потому что этого никогда не было. Но тогда они сами выбирали песню, ставили жесты, потому что я в них вообще ничего не понимала. Я только видела, что это красиво.

 

Потом был период, когда я жестовое пение вообще не практиковала: могла поставить один номер раз в полгода. А года четыре назад я занялась этим основательно. Узнала, что у жестового пения есть свои правила. То есть если в вокале нужно правильно брать ноты, то в жестовом пении должны быть ручки-пальчики, соответствующий внешний вид, точный жест, естественная артикуляция. Узнала, как правильно ставить номера. Например, не обязательно передать песню слово в слово, потому что тогда глухой человек, который смотрит выступление, вообще ничего не поймет. Там правил еще больше, чем у обыкновенного вокалиста!

//Фото из личного архива героя

 А где вы научились жестовому языку?

 Если честно, жестовый язык я не знаю, он очень сложный. Я знаю основные движения. А училась как? На переподготовке по сурдопсихологии и сурдокоммуникации. По образованию же я филолог. А жесты Есть большой словарь Гейльмана, где каждое слово показано жестами. Существует и много сурдосерверов. Было бы желание!

 Мне рассказывали, что жестовый язык настолько сложный, что люди из разных районов могут друг друга не понимать.

 Да, это как диалекты. Есть даже две жестовые школы  московская и питерская. И жесты в них очень разнятся, и в песнях тоже. А теперь представь, если на конкурсах представители московской или питерской школ сидят в жюри, то там вообще: туши свет, кидай гранату! Такая же ситуация и в институтах, где учат, например, на сурдопереводчиков. Когда в наш техникум приезжают слабослышащие дети из Краснодарского края, у них уходит много времени на адаптацию, чтобы разобраться с жестами.

 Как это преодолевается во время выступления?

 Во время выступления мы учим песню на классическом русском жестовом языке. Причем бывает, что когда мы готовим номер, половину жестов даже сам артист не знает, как показать. В таком случае нам на помощь приходит опять же толстенный словарь Гейльмана. Я смеялась, когда поехала недавно в Ростов в Общество глухих, где попросила помощи у их специалиста, чтобы он поставил мне песню. Я не знала, что делать с некоторыми строчками. Она мне сказала: «Рена, Гейльман нам в помощь». То есть со словарем Гейльмана работают все профессионалы.

 А сколько сейчас в техникуме слабослышащих?

 Слабослышащих у нас сейчас около 30, а занимаются у меня человек десять. Жестовое пение  это знаешь, как Вот все люди говорят, но сколько из нас поют?

 Единицы.

 Да, единицы. Так же и с жестовым пением. Люди с нарушением слуха говорят на жестах, но это не значит, что все они могут петь. Большинство из них не могут. То есть они способны подпевать руками так же, как и мы подпеваем в ванной, например. Но красиво петь могут единицы. Их надо найти, их надо научить.

 Как они попадают к вам?

 Некоторые приходят ко мне сами, некоторых я сначала заманиваю (улыбается).

 Почему они не хотят?

 Они стесняются. Особенно, если учились до этого дома. Тем более, если это мальчишки. «Как это так: я буду на сцене петь?»,  большинство не знает, что это такое. Они бояться себя раскрыть, им надо сначала рассказать, объяснить, показать.

 Какое количество времени требуется на один номер?

 Смотри, все начинается с того, что мы подбираем песню. Не всякую песню можно положить на жесты.

 То есть некоторые песни вообще не ложатся?

 Вообще. Например, год назад наше начальство очень хотело, чтобы мы спели песню Аллы Пугачевой «Нас бьют, мы летаем». Песня, конечно, красивая, но когда я распечатала слова и попыталась положить их на жесты Я позвала детей, которые хорошо знают язык. Подумала, может, у меня что-то не получается. Говорю, давайте попытаемся. Они попробовали, посмеялись. И я все-таки решила, что мы эту песню петь не будем. Кроме того, есть песни, особенно наши современные, смысл в которых надо искать (смеется).

Да и жестов не столько, сколько слов в русском языке. Они ограничены. Например, возьмем птицу. Сколько с налета можешь назвать птиц? Штук 20 сможешь?

 Конечно.

 Вот! А в жестах есть только утка, орел, цыпленок, курица и, собственно, птица. Все: ни соловья, ни жаворонка, ни голубя нет. Птица  она и есть птица. И вот так очень много слов. Поэтому надо сначала выбрать песню, потом эту песню положить на жесты. Причем слова песни и жесты разнятся: жесты накладываются на песню так, чтобы слабослышащим, тем, кто не слышит слова песни, но слышит музыку, было понятно, о чем поется.

Дальше со студентами начинаешь учить жесты и песню. Они же должны не только показывать руками, но и артикулировать. А артикулировать очень сложно, потому что жестами они показывают другие слова. У нас есть мальчик Игорь, победитель множества конкурсов, ему, чтобы выучить песню без движений и эмоций, нужно две недели. Потом мы начинаем оттачивать жесты, включать эмоции, учить танец. В среднем для талантливых ребят на песню хватает месяца.

//Фото из личного архива героя

 То есть ребята все равно должны обладать музыкальным слухом?

 Обязательно. Чувство ритма должно быть, без этого нельзя. Иначе они будут стоять на сцене и водить руками, как роботы.

 А были у вас такие ребята, которые хотели петь, но у них не получилось?

 Были.

— Расстраивались?

 Знаешь, я таким подбирала легкие песни и ставила их на вторых ролях. Правда, только у нас в техникуме. Они одну-две песни учили по полгода.

 Им было тяжело.

— Да, они понимали, что хорошо петь не будут, и сами постепенно отсеивались.

 Слабослышащие ребята  замкнутые?

 Все инвалиды в какой-то степени замкнутые. Особенно на первом курсе это видно, дальше  лучше.

 От чего зависит, как скоро они адаптируются?

 От семейного окружения. Есть дети, которые с рождения плохо слышат, но им надели аппарат и отдали в обычную школу. Такие дети не знают жестов, зато они говорят. У нас, например, есть слабослышащие, которые ходили в обычную школу и абсолютно не знают жестов. Они, конечно, скованные. Представь, каково это сильно слабослышащему ребенку учиться в обычной школе.

Показательно и отношение родителей к ребенку. У нас есть студент-спортсмен, который очень-очень плохо слышит, почти глухой, но говорит он прекрасно. У него большой словарный запас, в отличие от всех слабослышащих. И проговаривает он все четко, ясно, медленно. То есть там родители и бабушка постарались.

 С какого возраста дети могут начать заниматься жестовым пением?

 Это зависит от того, как скоро родители заметят, что их ребенок плохо слышит. Дело в том, что проходит какое-то время, прежде чем родители определяют, что малыш не реагирует на голос. Начинаются обследования. И только ближе к году родители могут надеть слуховой аппарат. Дальше года три уходит на то, чтобы приучить к нему ребенка, и только потом его начинают учить говорить. Тут все зависит от родителей, от того, все ли они делают.

Позже, если они — слышащая семья, то ребенка с нарушением слуха нужно отдать в логопедический садик. Там его не столько научат жестам, сколько говорить. Начинать заниматься жестовым пеним можно только после десяти лет, потому что до этого возраста дети даже не смогут сложить песню.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.