Широко и агрессивно рекламируемое телешоу «Вечерний Ургант» вышло в эфире Первого российского телеканала в прошедший понедельник. Премьеру я пропустил, но посмотрев шоу во вторник, понял, что ровным счётом ничего не потерял… Идея здесь вполне мичуринская: перенести популярный жанр «late night show» с американского телевидения на российское. Видимо, удачный подобный опыт, к примеру, «Jeopardy», или «Who Wants To Be a Millionaire», позволял надеяться, что и в жанре «night show with…» все закончится благополучно.
Собственно, встречи на первом с Владимиром Познером — удачная копия хрестоматийного, к примеру, шоу Ларри Кинга (ныне Пирса Моргана): интервью с известными людьми в формате острого, актуального диалога.
Похожие аналитически-развлекательные передачи отличаются от чисто развлекательных, вроде шоу Дэвида Леттермана, Джоя Лено, Криса Рока, шедевров на Comedy Central — Daily Show Джона Стюарта (Jon Stewart) и Colbert Report, но их все объединяет то, что они именные и авторские. Главная здесь ценность — ведущий шоу, который до выхода сериала в свет уже известен всей стране, а после нескольких лет ежедневных показов становится национальным достоянием и всеамериканской легендой.
Иван Ургант известен всей России, да и всей, возможно, русскоязычной публике за ее пределами. Теперь остается гадать, станет ли он после еженедельного шоу «Вечерний Ургант» (с понедельника по четверг) всероссийской легендой.
Прежде всего, после второго «Урганта» уже стало понятно, что его ведущий — коллективный игрок. В «Прожектор Перисхилтон» он шутит и веселит публику с тремя партнёрами, делая это без видимого напряжения. В поездках по Франции и Америке, отражённых в телесериале, Ургант явно в тени Познера, а в «Большой разнице» без Александра Цекало ему, похоже, делать нечего. Решение вывести Урганта в единственном числе на люди, скорее всего было основано на уверенности, что в соло-шоу любимец публики вытянет любой сценарий, даже не самый смешной и удачный.
В этом первая проблема: в «Вечернем Урганте» юмор отсутствует, а сатира не жалит. Появление Лено, Леттермана со-товарищи всегда сопровождается каскадом ярких шуток, запоминающихся, нередко в виде пощёчины общественному вкусу, подчас сальных, на грани фола. В них сценаристы и ведущие не жалеют никого — от кухарки до главы государства. Репризы посвящены самым горячим новостям, самым известным, на слуху персонам, самым актуальным сегодняшним событиям. И, прежде всего, связаны с американской тематикой и местными, общегосударственными и локальными проблемами.
Ургант в своём шоу появляется с пачкой листков, в которых прописаны его репризы, что вполне в духе американских ведущих. Но затем начинается вряд ли понятный не только в России, но и для зарубежной общественности, поток «шуток юмора», от которых наворачиваются слезы.
К примеру, проходная острота по поводу нового главы Всемирного банка, американца южнокорейского происхождения Джима Ен Кима, сопровождается видеорядом из какой-то дискотеки, где некий кореец задорно выплясывает что-то вроде помеси гопака с румбой. Ким это или не Ким — какая разница телеобывателю, которому, конечно, до одного места и сам кореец, и его Всемирный банк. Тема посторонняя не только для российской глубинки, но и для гламурного «Рублевского шоссе».
Иосиф Бродский называл Парвеноном любимый им массачусетский городок Провинстаун на Кейп Коде. Колониальный стиль американской провинциальной архитектуры, с колоннами, крашенными белилами либо под мрамор («как в Греции»), вызывали циничную усмешку у нобелевского лауреата. «Парфенон для парвеню», — как объяснил мысль Бродского его близкий друг Лев Лосев.
Такой «Парвенон», похоже, и видит зритель на Первом российском канале. Антураж «Вечернего Урганта» — более-менее точный клон большинства популярных американских ток-шоу: деревянный стол ведущего, за спиной которого — окно с ночным городским видом, только вместо Нью-Йорка позади Москва. Справа от стола — кресла для приглашённых гостей; слева — музыкальная группа, а перед ним — немногочисленная аудитория. По известному принципу ситкома, аудитория беспрерывно реагирует на любую шутку ведущего захлёбывающимся смехом.
На этом сходство клона с оригиналом заканчивается. В американских ток-шоу гости — в подавляющем большинстве американцы. Провокативные вальяжные знаменитости, известные зрителю по обложкам желтых журналов, типа «Star» и «Esquire», по фильмам, скандалам и свадьбам-разводам. В отличие от феноменальной популярности шоу Опры Уинфри, закрывшегося в прошлом году, где были представлены не только звезды, но калеки и убогие, анорексички и бытовые психопаты, в «night show with…» сплошь веселье и прописанные талантливыми сценаристами остроты.
При этом самое важное, повторюсь, чтобы гостей шоу знал любой и всякий телезритель. Кого предложил Ургант в своём втором шоу? Американские актёры, приглашённые на московскую премьеру The Avengers (в российском прокате «Мстители») — Крис Хемсворт, Джереми Реннер и Том Хиддлстон; владелец цирка «Cirque du Soleil» Ги Лалиберте (Guy Laliberté); группа Voca People (c попурри на песни всех времен и народов, что мне понравилось, поскольку впечатлился ими ещё на их манхэттенском концерте прошедшей осенью). Все это происходило без намеков на юмор и интеллект, с удручающей потерей темпа, поскольку почти синхронно шёл перевод.
С Ги Лалиберте ведущий побеседовал о принадлежащем ему iPhone, который Ургант, якобы, потерял на одном из шоу цирка в Кремле; а трех актеров заставил бить молотком по силомеру, как в 1950-60-х годах в парках культуры и отдыха советских трудящихся. Я посмотрел в интернете состав гостей первой программы «Ургант». Справедливости ради отмечу, что в шоу принимали участие Сергей Безруков, Владимир Познер, Николай Сванидзе.
Но, согласитесь, пойти на никому не ведомых гостей уже на втором шоу, которое ещё никак не зарекомендовало себя телезрителю — это шаг на грани самоубийства.
И здесь можно вернуться к самому ведущему. Бессмысленный, неудачный сценарий с глупыми репризами трудно вытянуть любому профессионалу, каким бы гениальным он ни был. Однако Иван Ургант, симпатичный, весёлый и находчивый парень в коллективных теледействиях, оказался в сольной программе растерянным и нервно подёргивающим ручкой переростком, при этом узкий короткий пиджачок стиляги да брючки-дудочки только подчёркивали неуместность его присутствия в таком взрослом шоу. Поскольку вести юмористическое шоу в одиночку — это тяжелейшая задача, и справиться с ней могут только зрелые, отлично подготовленные люди как с точки зрения реакции, так и с высоты житейского опыта.
Ни искроментного юмора Рока, ни вальяжности Леттермана, ни мудрой хитрецы Лено или готового на любой розыгрыш Стюарта — лишь беспомощная пародия всех их, вместе взятых, с потугами на оригинальность. На самом деле, Ургант просто не знал, что с гостями делать, чем их занять, о чем спросить — и как бы сыграть при такой игре хоть с какой-то приличествующей ведущему российскому телеканалу миной.
В маленьком заштатном нью-джерсийском городке Форт Ли, на авеню Lemoine, ведущей к мосту им. Вашингтона в Манхэттен, красуется маленькая забегаловка-клуб «Tribecca». С видом на проезжую часть, на реку Гудзон, на красивый мост — и без видов на светлое будущее. Мало кто прельстится меню или местными красотками, несмотря на говорящее название: копию названия модного, молодёжного манхэттенского района и одноимённого международного кинофестиваля, только с двумя «с».
Дать название провинциальному клубу «Tribecca» — это не только отсутствие вкуса. Это и неуверенность в себе, и заискивание перед тем, что давно себя доказало. Как говорила Эллочка-людоедка, правда, в несколько другом смысле: «Знаменито».
С верой в то, что в «Вечернем Урганте» ещё можно что-то исправить к лучшему, задам вопрос: не «Трайбекку» ли открыли на Первом российском телеканале в прошедший понедельник?
Источник: KONTINENT Media Group, автор: Геннадий Кацов
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.