26-й сочинский «Кинотавр» завершил свою работу. По мнению президента фестиваля Александра Роднянского, киносмотр прошел под знаком всеобщей любви и умиротворения.

Это действительно так. На пресс-конференциях не звучали острые вопросы, а журналисты больше рассыпались в благодарностях создателям картин, чем спорили. Не было заметно желающих устроить скандалы и чрезмерные возлияния. И даже члены гильдии кинокритиков благостно отказались от споров и финального голосования, одарив все три упоминавшиеся в обсуждении картины дипломом и призами. Это соответственно фильмы «Пионеры-герои» (режиссер Наталья Кудряшова), «Страна ОЗ» (Василий Сигарев) и «Ангелы революции» (Алексей Федорченко).

 

Некоторые решения жюри основного конкурса, которое возглавлял режиссер Алексей Учитель, можно назвать неожиданными.

К примеру, приз за лучшую женскую роль присужден Полине Гришиной, сыгравшей роль католической монахини в картине режиссера Ивана Вырыпаева «Спасение». Полина окончила Палехское художественное училище им. М. Горького, а также Российский университет театрального искусства — ГИТИС по специальности художник-постановщик. Девушка пробует себя и в актерской профессии. Но этот образ от нее и не требовал особого мастерства.

Призы за лучшую мужскую и женскую роль: Василий Буткевич и Полина Гришина //Фото: Александр Гончаров
Призы за лучшую мужскую и женскую роль: Василий Буткевич и Полина Гришина //Фото: Александр Гончаров

Многие прочили эту награду замечательным Дарье Екамасовой («Ангелы революции») или Яне Трояновой («Страна ОЗ»), но члены жюри рассудили по-своему. Похоже, что это скорее утешительный приз собственно картине, чем награда актрисе.

В сходной мужской номинации статуэтку «распилили» сразу между четырьмя участниками актерского ансамбля картины «Тряпичный союз» Михаила Местецкого: Александром Палем, Василием Буткевичем, Павлом Чинаревым и Иваном Янковским.

Это, без сомнения, создало фестивальный прецедент: ведь герой-то не один. Более того, в картине витают призраки философских постулатов датчанина Серена Кьеркегора, который делит людей на четыре разных типа: обыватель, эстетик, этик и религиозный человек…

Но это, пожалуй, также единственная награда, которой можно удостоить картину. Работа оператора и монтаж показались неудачными и небрежными, что снизило ее общее качество.

Главный приз: фильм «Про Любовь», режиссер — Анна Меликян //Фото: Александр Гончаров
Главный приз: фильм «Про Любовь», режиссер — Анна Меликян //Фото: Александр Гончаров

Объявляя решение жюри о присуждении главного приза, председатель жюри Алексей Учитель сразу оговорился, что всю ответственность берет на себя. Зал насторожился. Но потом облегченно выдохнул: картина «Про Любовь» Анны Меликян, показанная в программе последней, была накануне восторженно встречена обычно придирчивой кинотавровской публикой и уже получила приз от специального жюри кинопрокатчиков. К тому же лента на протяжении фестивальных дней высоко котировалась у букмекеров, принимавших ставки на победителей главного российского киносмотра.

В фильме прежде всего подкупает то, с каким юмором герои переживают свои сюжетные коллизии, а также звёздный состав исполнителей — Рената Литвинова, Владимир Машков, Евгений Цыганов, Михаил Ефремов, Мария Шалаева, Юлия Снигирь, Юрий Колокольников и другие. Получилась остроумная пародия на модные сейчас лекции и вебинары различных «гуру от психологии», якобы разъясняющие широкой публике научные «открытия».

Да, фильм легкий, смешной, наполненный монтажными новациями. Однако слишком уж неравноценна драматургия различных кусков фильма. К тому же работой, отвечающей строгим фестивальным канонам, этот альманах из пяти новелл никак не назовешь. Это отличное зрительское кино, авторский мейнстрим.

Видимо, жюри поняло и приняло новый тренд мирового кинофестивального движения, которое все чаще делает глубокие реверансы в сторону прокатчиков. Таким образом, решение о присуждении главного приза можно смело отнести к кинопопулистским.

Бесспорны же, на мой взгляд, приз за сценарий, присужденный Василию Сигареву и Андрею Ильенкову за «Страну ОЗ», награда за лучшую операторскую работу, врученная Андрею Найденову («Находка», режиссер Виктор Демент), а также специальный диплом жюри «За талантливый и искренний взгляд на поколение „ВКонтакте“, познающее вечные ценности любви», доставшийся лента «14+” (режиссер Андрей Зайцев).

В итоге на ум приходит одна мысль. Своим решением жюри попыталось примирить тех, для кого является обязательной напряженная духовная жизнь, и тех, кто исповедует глобальное главенство Любви. Попытка засчитана. Пусть 26-й «Кинотавр» останется в нашей памяти светлой, радостной страницей, когда все любили и всем было хорошо.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.