На сайте «Свободная пресса» появилась статья Захара Прилепина, который пытается аргументировать свою позицию достаточно спорно. Именно это и стало поводом для настоящего высказывания.
Причиной тому, что товарищ Прилепин решил громко высказаться, стало желание инициативной группы установить памятник Игорю Талькову на Чистых прудах в столице. Собственно, что в этом такого странного, спросите вы, если уйма памятников по стране стоит вообще непонятно по какому поводу. Стоит вспомнить хотя бы о памятнике пельменю в Ижевске или о памятнике клизме, который находится в городе Железноводске. Но помешал почему-то неустановленный, но желанный памятник Талькову.
Весьма странная реакция, которая на самом деле выдаёт целый пласт населения нашей страны. Эти ценители искусства, которое создают по большей части их единомышленники, почему-то решили, что именно они должны говорить об истинности и ложности культуры, и вообще решать, что можно относить к искусству, а что должно находиться вне его границ. Видимо, Талькову не повезло, и господа снобы в лице Прилепина поставили ему жирную двойку и выгнали прочь из искусства.
Возникает вопрос: а пытался ли господин Прилепин хотя бы примерно разобраться в личности того, кого он называет в своей статье «банальным антисоветчиком». Да, все мы знаем, что исполнитель Игорь Тальков — это личность разноплановая. Кому-то он близок как тонкий лирик и артистичный исполнитель. Сколько поклонников до сих пор у его песен, сложно сосчитать.
Кто-то привык воспринимать Талькова как артиста с гражданской позицией. И нельзя говорить, что эта позиция была надуманной или не имела под собой основы. Она напрямую отражала мысли тех, кто жил в стране во времена перестройки. Неужели можно так быстро забыть о том, что:
Как тут будет петься про аккордеон
И про берег детства, если взорван он,
И казенной дланью бьет бульвар в лицо,
И базарной бранью захлебывается «Кольцо»,
Война! Идет гражданская война!
Война! Идет гражданская война!
Да и как забыть, если сейчас происходит то же самое? Или господа в лице Захара Прилепина просто хотят убрать с глаз народа вот такое искусство, которое говорит из прошлого о современности? Только, видимо, зря стараются, потому что защитников у лирики Талькова всё же больше.
«Не только лирика и даже не столько лирика, но песни политические, социальные — квинтэссенция моего творчества, крик и боль моей души», — говорил о своих песнях сам Тальков.
Доктор филологических наук, преподаватель МГУ Илья Нечипоров в своей статье, посвященной гражданской лирике Талькова, подробно дает разбор знаковых текстов автора и пытается расшифровать частые исторические параллели, заложенные поэтом в своих текстах. «Тальков-художник стал, как представляется, ярким выразителем умонастроения своего „смутного времени“, с его брожениями, мучительными поисками утерянной национальной идеи и одновременно соблазном в одночасье предложить её обществу, в значительной мере подавленному десятилетиями лживой пропаганды», — пишет Нечипоров.
Говоря о Талькове, также нельзя не вспомнить о том, что в начале 80-х именно он в составе театра Маргариты Тереховой ездил по городам и весям и пел со сцены не только гражданские и лирические песни, пел также то, что было близко людям в этот переломный момент истории — народные песни.
«Люди расцветали, когда Тальков выходил на сцену с гитарой. На Камчатке, при минус пятнадцати в зале и минус пятидесяти за стенами, когда он выходил, люди все равно улыбались», — рассказывает Терехова в интервью газете «Известия».
Но вернемся к статье Захара Прилепина. Говоря о том, что Тальков ничем не примечателен, кроме своей антисоветской направленности, не хочет ли господин писатель назвать примечательным для искусства самого себя и своих соратников, которых так много в последнее время. Они настоятельно советуют всем переходить в их ряды и бороться с режимом. Чем в таком случае Прилепин отличается от Талькова? Позволю себе предположить, что отличие состоит только в том, что Прилепина никто не вспомнит через 20 лет.
В последнее время как-то порядком надоел тот факт, что если ты не согласен с мнением оппозиционных писателей, журналистов, режиссёров и прочих, примкнувших к лагерю, то тебя моментально относят к категории неглубокого человека. Мысленно рисуют рядом с тобой телевизор, в котором днями и ночами поют Стас Михайлов и Елена Ваенга, по каким-то причинам нелюбимые оппозицией.
Собственно, после того, как ты говоришь, что с чем-то не согласен, тебя не воспринимают как личность, способную хоть к какому-то проявлению культуры. Что с тебя теперь спрашивать, раз ты не понимаешь, что только Прилепин и может быть прав.
На фоне такого отношения одних граждан страны к другим становится очень грустно. Одна часть страны буквально ненавидит другую. Люди, выступая на площадях, слышат, по сути, только себя и даже не дают противоположному мнению возможности подать слабый голос.
Захар Прилепин заканчивает свой опус словами «тоска просто. Тоска…» и выносит приговор всем ценителям Талькова — у всех вас «средний вкус». Очень хочется долго спорить с автором, но куда мне до него, я ведь не разделяю его точку зрения, а потому, скорее всего, никогда не опущусь поднимусь до его уровня.
грусть просто. Грусть…
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.