Сельская школа // Фото: поиск-лит.рф

С 2020 года в России планируется запуск новой федеральной программы «Земский учитель», в рамках которой педагоги, согласные преподавать в течение пяти лет в сельских школах, будут единовременно получать 1 млн рублей. Программа может забуксовать потому, что предложенных условий мало учителям, которым нужно будет променять комфортный город на необустроенное село. По их мнению, программа должна включать также другие условия и бонусы для обеспечения их работы и жизни в селах и малых городах.

Программа «Земский учитель» была предложена президентом России Владимиром Путиным в рамках послания Совету Федерации 20 февраля текущего года. Тогда президент предложил с 2020 года запустить программу для учителей по аналогии с уже действующей программой «Земский доктор».

Минимальные условия программы, которые озвучил президент, предполагают единовременную выплату в 1 млн рублей для тех из учителей и выпускников профильных вузов, которые будут готовы поехать работать в сельские школы сроком не менее, чем пять лет. Путин тогда подчеркнул, что сейчас остро стоит вопрос с кадрами в образовательной сфере в селах и малых городах.

Между тем, как выяснил «Городской репортер», на сегодняшний день условия реализации программы и требования к педагогам, готовым принять участие в «Земском учителе» и переехать работать в села и малые города, находятся только на стадии разработки, поэтому указаний в регионы по ней еще не поступало.

«Сейчас программа разрабатывается на федеральном уровне. Как только будут даны указания, она будет реализована в регионе в полном объеме»,  сообщили в пресс-службе министерства образования Ростовской области.

На озвученных президентом условиях молодые специалисты работать в глубинке не готовы.

Обсудив программу «Земский учитель» со студентами педагогических институтов и уже работающими городскими учителями, стало понятно, что нужно корректировать ее условия, чтобы специалисты не боялись переезжать в села.

В частности, речь идет о помощи в поиске и оплате жилья, коммунальных услуг, оплате труда.

«Зарплаты на селе маленькие у учителей, по своей родной школе знаю, ведь мама  педагог. Если нет своего жилья там, то туго придется даже при условии выплаты миллиона. Он же один на пять лет»,  поделилась выпускница педагогического института Алина.

По мнению молодых специалистов, для того, чтобы программа «Земский учитель» стала популярной, нужно поднимать зарплаты в сельских школах, но не только приезжающим педагогам, а в целом, чтобы была мотивация и для местных учителей продолжать преподавательскую деятельность.

«Я приеду работать туда, у меня зарплата будет выше, чем у остальных педагогов, да еще и подъемные. Разве в коллективе будет комфортная атмосфера для работы? Если поднимать зарплату, то всем сразу, по всем сельским школам. Тогда и на местах учителя работать захотят сильнее»,  поделилась Татьяна Александровна, преподаватель общеобразовательной школы Ростова-на-Дону.

Выпускники профильных вузов оценили предложение президента, в целом, положительно. Однако, как и работающие специалисты, считают условия программы недостаточными.

«Программа действительно интересная. Но она, скорее, рассчитана на тех молодых учителей, которые и так собираются работать в небольших населенных пунктах. Учителей, изначально выбравших своим местом работы город, такие условия не переубедят в выборе»,  рассказала Дарья, студентка 4 курса.

В администрациях вузов, готовящих педагогов для работы в школах, уверены, что работать в сельской местности не сложно: дети там не отличаются от городских. Основную сложность представляет подбор жилья и бытовые вопросы.

Доцент кафедры теории языка и русского языка Южного федерального университета Елена Шейко, имея в Ростове собственную квартиру, поехала в сельскую школу и 4 года успешно там отработала.

«Психологически это было абсолютно не сложно. Но с бытовой точки зрения сложности были. Вместе с пионервожатой мы снимали домик, который отапливался углем и дровами, воду носили с улицы»,  рассказывает она.

Елена говорит, что не осталась там работать, в этой сельской школе, так как перспектив для дальнейшей жизни там  никаких. «Если нынешняя программа будет подразумевать выделение денег на улучшение бытовых условий или приобретение жилья, то, думаю, количество желающих работать на селе увеличится», — подытожила она.

По мнению Елены Шейко, проблем в подготовке кадров для сельской школы никаких нет. «Не лишним было бы вернуть обязательное распределение, по которому работала когда-то я. Это могло бы частично решить проблему нехватки педагогических кадров. Кто, если не мы? Кто-то должен ехать в село и учить детишек»,  уверена Елена Шейко.

Между тем, с 2015 года в шести регионах России действует программа, похожая на предложенную президентом,  «Учитель для России».

Там в села и малые города едут учителя, прошедшие специальный конкурсный отбор, при этом минимальный срок работы в сельских школах составляет два года и отсутствует единовременная денежная выплата. Учителю, получившему «путевку» в сельскую школу, платят ежемесячную стипендию, которая позволяет ему «держаться наплаву» и решать важные вопросы жизни в деревне.

Кроме того, для смягчения стрессовой ситуации от смены места жительства и работы, учителей в рамках проекта «Учитель для России» отправляют в школы не поодиночке, а группами. И в результате около четверти участников программы «Учитель для России» остаются работать на срок, превышающий два года, но даже этот показатель считается хорошим.

Как рассказал агентству BBC учитель информатики из села в Калужской области Огабек Машарипов, являющийся одним из участников программы «Учитель для России», было бы неплохо учесть особенности этой локальной программы в разработке условий федеральной программы для учителей.

«Если объединить финансы программы «Земский учитель» с механикой проекта «Учитель для России», может получиться довольно качественный продукт, способный решить проблемы с педагогическими кадрами в школах сел и малых городов»,  отметил он.

Запуск программы «Земский учитель» может стать важным шагом для улучшения качества школьного образования на селе и в малых городах России, единодушны эксперты. По их мнению, единовременная выплата может позволить сделать огромный вклад в собственное жилье, особенно, если покупать его не в большом городе, а в сельской местности. Но этого все же недостаточно, и для достижения наибольшего количества желающих поучаствовать в программе «Земский учитель», нужно рассматривать и другие условия поддержки педагогов.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров