К 2035 году в Ростове планируют построить метро, запустить скоростные трамваи, соорудить канатную дорогу, возвести новый железнодорожный вокзал, а также взять город «в кольцо» объездных дорог. Об этом говорится в стратегии социально-экономического развития Ростова до 2030 года.

Но не стоит возлагать большие надежды на обещания и готовиться к переменам. Многие из этих проектов уже несколько лет находятся лишь на стадии разработки. «Городской репортер» собрал все обещанные властями города транспортные проекты в одном материале.

1Метро

//фото с сайта 24smi.org

Первоначально Ростовский метрополитен проектировался в 1970-1980 годы, но из-за распада СССР и экономического кризиса работы свернули.

В 2008 году работы по созданию метро возобновили. Однако конкурс на проектирование объявили лишь в декабре 2013 года. При этом срок подачи заявок неоднократно продлевался из-за отсутствия таковых.

В январе 2015 года муниципальное казенное учреждение «Управление метро Ростова» планировало начать строительство первой ветки ростовского метро в 2018 году, после стабилизации российской экономики в 2016-2017 годах. Но в июле учреждение было реорганизовано, а позже и вовсе прекратило свое существование.

Однако летом 2017 губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил о планах «реанимации» проекта метрополитена. Губернатор подчеркнул, что не намерен отступаться от этой идеи. Между тем, проектирование сети метрополитена в Ростове-на-Дону так и не начато. При этом строительство одного километра инфраструктуры оценивалось в 1 млрд рублей.

По первоначальному и доработанному проектам 1970-2015 годов в Ростове-на-Дону планировалось построить три ветки метро. Первая линия имела бы 12 станций: от станции «Левенцовская» до станции «Нахичеванская» (пл. Карла Маркса). Вторая ветка расположилась бы от Площади Королева до улицы Большой Садовой и включала в себя 6 станций. Третья линия состояла бы из 16 станций и обслуживала Октябрьский и Пролетарский районы города, а также город Аксай. 

2Монорельсовая дорога

В 2006 году министерство транспорта Ростовской области готовилось внести проект строительства монорельсовой дороги в Ростове-на-Дону на рассмотрение российскому правительству. Предполагалось, что эта городская транспортная система станет частью федеральной целевой программы развития транспортной системы на 2011–2015 годы.

Специалисты областного министерства были уверены, что развитие внеуличных видов транспорта являлось наиболее перспективным направлением транспортной системы Ростова.

Однако такой проект нуждался в финансировании федеральным бюджетом. Строительство монорельса требовало более 4,5 млрд рублей.

Предполагалось, что после одобрения проекта в течение нескольких лет в городе будет построена одна ветка монорельса с несколькими станциями: от площади Королева до Ворошиловского моста.

3Канатная дорога

//Фото с сайта orenburg.go2all.ru

Тема строительства «канатки» через реку Дон поднималась многократно. Изначально передвижение «по воздуху» рассматривалось как альтернативный транспорт для левобережных работников промзоны.

Когда стало известно, что Ростов примет чемпионат мира по футболу в 2018 году, канатную дорогу решили использовать и для перемещения отдыхающих: об этом с 2012 года заявлял бывший заммэра по транспорту Владислав Максименко. Имя таинственного инвестора не называлось, а про проект со временем забыли.

Очередной всплеск интереса к этой теме возник в 2014 году. Среди ростовчан даже был проведен опрос о том, какой маршрут будет предпочтительнее. Однако позже выяснилось, что денег на полноценную канатную дорогу нет: один километр такой дороги оценивался в почти 7 млн рублей.

В последний раз тема поднималась в августе нынешнего года. Тогда, как писал «Городской репортер», администрация города представила план реконструкции так называемого Театрального спуска после крупного пожара в 2017 году.

В соответствии с представленным проектом, планируется завершить спуск к Дону от Театральной площади станцией канатной дороги, которая свяжет центр Ростова-на-Дону с Зеленым островом и спортивным кластером на левом берегу Дона.

4Наземное метро

Поезд на станции Бутовской линии московского метро //Фото с сайта sdelanounas.ru

В 2017 году в Ростове заговорили о строительстве наземного метро с трамваями. Об этом тогда сообщал замглавы администрации по транспорту и дорожному хозяйству Евгений Лебедев. Он отмечал, что разработка этого проекта начнется в 2018 году.

Примерная стоимость строительства одной линии наземного метро со всей инфраструктурой в 2017 году, по данным РИА Новости, составляла от 1,5 до 2 млрд рублей.

Отметим, что наземное, или легкое метро, определено в законодательстве России как вид внеуличного транспорта, все пути которого технологически полностью изолированы от автомобильных дорог и линии которого оборудованы станциями и расположены преимущественно на наземных участках. Этот вид транспорта достаточно распространен в мире, в число наиболее известных систем наземного метро входят Subway в Нью-Йорке, U-Bahn в Берлине и Бутовская ветка метро в Москве.

Примечательно, что примерная схема линий наземного метро почти полностью совпадала с проектом метро подземного, разработанного в середине 90-х. 

5Скоростной трамвай

//Фото с сайта teron.ru

О реанимации продолжительных трамвайных линий в Ростове-на-Дону с переукладкой полотна по современным технологиям впервые заговорили еще в 2013 году.

Предпроектные работы начались в 2014 году. Было определено три возможных направления: в Александровку, в Северный жилой массив и в сторону микрорайона Левенцовский. Но и тут строительство было заморожено из-за высоких затрат, сопоставимых с созданием метрополитена. По данным РБК, только на разработку документации одной линии скоростного трамвая может уйти до 0,5 млрд рублей.

К мысли о создании скоростного трамвая еще раз вернулись в 2016 году: Василий Голубев тогда сообщал о планах разработки бесперебойного транспортного обеспечения аэропорта Платов. Среди различных видов транспорта был упомянут и трамвай.

Однако позже губернатор заявил, что во время ЧМ-2018 к аэропорту будут ходить только автобусы. К вопросу о внедрении альтернативных видов транспорта обещали вернуться после проведения чемпионата.

Стоит отметить, что до середины 90-х годов XX века в Ростове-на-Дону существовала разветвленная трамвайная сеть. Были и продолжительные маршруты протяженностью более 10 км: от центра города до ул. Орбитальной, по ул Стачки на Западный и до завода «Красный Аксай». Однако позже почти все линии трамвая разобрали, освободив дороги автобусам.

6Метротрам

От идеи наземного метро отказались в пользу подземных трамваев. Властям города эта идея показалась наиболее реальной и, главное, недорогой.

В начале сентября 2018 года заместитель главы администрации города Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Евгений Лебедев рассказал, что по вопросу нового вида транспорта городские власти уже обратились в ростовскую Думу. А губернатор Ростовской области отметил, что после разработки первичной проектной документации он готов обсудить строительство метротрама на федеральном уровне.

Между тем, для разработки только эскизного проекта метротрама властям города и привлеченным инвесторам потребуется найти около 50 млн рублей.

Всего планируется создать 30 станций метротрама на нескольких линиях, пересекающих город с севера на юг и с запада на восток.

Новости smi2.ru

Новости партнеров