В финальный день журналисткой премии «Искра юга — 2011» организаторы провели два мастер-класса на темы «Как написать хороший репортаж?» и «Блоги и журналистика». Хорошие мастер-классы: узнала для себя кое-что новое, а также расставила для себя по полочкам то, что применяла ранее интуитивно.

Репортёр — это звучит гордо

Согласна с ведущим мастер-класса, посвящённого репортажу, Дмитрием Соколовым-Митричем (замом главного редактора журнала «Русский репортёр» и спецкорром газеты «Известия»), что сейчас скорость в репортажах уходит на второй план. Конкурировать бумажным изданиям с блогерами-самоучками, мгновенно сообщающими обо всех новостях с места событий нереально. Гораздо важнее сегодня объяснять причины происходящих событий. Да и просто — собирать всю информацию и расставлять её по полочкам.

По его словам, потребность читательской аудитории в нынешнее время не в сообщениях, а в социальной навигации. Люди дезориентированы в вале происходящих событий, о которых им становится известно. Поэтому они нуждаются в помощи профессионала, который даст им новое восприятие.

При этом авторское «Я» надо прятать. Конечно, уйти от него невозможно (люди вообще не способны судить объективно, всегда принимают одну сторону). Но и помнить об этой своей особенности не помешает. Чем больше репортёр стремится к объективности, тем выше его профессионализм.
Об этом зачастую забывают молодые журналисты. Они стараются донести до общественности личное возмущение, называя то или иное событие (а лучше даже — того или иного фигуранта) бякой и редиской.

Таким образом, современный репортаж трансформируется в аналитику. И не только потому, что журналистика, как профессия, становится на ноги (после 90-х, когда она серьёзно пострадала, ухнув в очередную яму). Но и потому, что в этом потребность сегодняшней аудитории.

Что требуется от репортёра? Искать интересные ракурсы. А это значит — отслеживать события, делая выводы и обобщая. Говорить с информаторами (сорри за грубое слово, пользуюсь, возможно, устаревшими терминами), в том числе с близкими и друзьями. Словом, использовать различные источники.

Интересный вопрос был озвучен на мастер-классе: может ли себе позволить журналист внедриться в ту или иную организацию, не выдавая свою профессию?

По мнению Соколова-Митрича, в отдельных случаях — вполне. Но это, во-первых, должно быть оправданно. То есть, журналист получил информацию о происходящих безобразиях и не видит иной для себя возможности проверить данные. Во-вторых, в тексте на это надо обязательно указать. Потому что это порядочно и от этого не пострадают маленькие люди, выдавшие невольно секреты, которые не виноваты в происходящем, но могут получить больно по шапке.

В противном случае, подобное поведение корреспондента можно признать непрофессиональным, а его продукт — мертворождённым, так как это будет инициирование события, то есть — не репортаж, а видимость, голая провокация ради самой провокации.

А мне ничо не будет!

Что касается блогеров, главный редактор Mobile-Review.com, по совместительству известный блогер Эльдар Муртазин помог расставить точки над некоторыми i.

По его словам, блогер (даже если в быту он журналист) у себя на странице не является журналистом. Он — единица массовой коммуникации.

И если журналист не может себе позволить высказать свои идеи на страницах издания, то в блоге волен писать обо всём, что его волнует как человека. Естественно, если работает он на издание политическое, то в личном блоге в политику лезть не следует. Или же не стоит себя позиционировать в Сети как реального Васю Пупкина — журналиста такого-то издания.

Блогер не должен искать героизма в своих постах. Содержание его публикаций, как правило, наполнено тем, что волнует его самого в первую очередь. И поэтому посты предполагают высказывание личного мнения по каждому из озвученных им вопросов.

Но, конечно, было бы лукавством утверждать, будто пишет он исключительно для себя-любимого. Каждый из нас ориентируется на аудиторию. Иначе зачем бы мы шли в Сеть делиться наболевшим?

В чем повезло блогеру, в отличие от журналиста? В том, что ему не будет ничего за его высказывания. (если, конечно, он не нарушает законодательство страны, призывая, к примеру, к экстремизму). Но эта безнаказанность порождает и определённую степень недоверия со стороны читателей. Если блогер попался на лжи один раз, второй раз его читать уже не пойдут. Или, по крайней мере, серьёзно воспринимать не станут.

Ещё одно важное правило, о котором часто забывают блогеры. Надо уметь и не бояться признавать свои ошибки. Это же касается СМИ. Впрочем, в них как раз работа над ошибками проводится регулярно.

Ещё два правила блогера: не реагировать на критику анонимов и не вестись на утверждения «сам дурак». Пусть приводят доводы! И не забывайте приводить их сами, разумеется.

Немаловажно обращать внимание на шрифт (цветной и заковыристый сложнее воспринимается читателем). Ну и требование к лаконичности никто не отменял. Обширные посты «ни о чем» никто читать не будет!

Если кого-то разоблачаете, неплохо бы документально подтверждать свои заявления.

Ну и конечно, когда блогер становится не просто блогером, а публичным, медийным лицом, то остаться в стороне от того или иного события не получится. Надо принимать чью-то сторону в спорных ситуациях.

Оригинальный текст размещён в блоге автора. Фото предоставлено Михаилом Малышевым.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров