“Ну, Тахир, ты и спел!”

Тахир Бобров, автор и исполнитель цыганских песен в известном кинофильме “Табор уходит в небо”, живет в небольшом цыганском поселке Усть-Койсуг в нескольких километрах от Ростова. У него просторный дом с широкими комнатами, семья, в которой вместе с детьми и внуками насчитывается одиннадцать душ. Когда по телевидению начинается фильм “Табор уходит в небо”, улицы поселка вымирают. Все цыгане знают, что в этой картине поет их сосед, Тахир Бобров.

Журналист и блоггер Александр Оленев побывал в гостях у Тахира Боброва. О чем и написал очерк в своем блоге.

Недавно побывал в гостях у Тахира Боброва. Тахир талантливый человек, и это сказывается во всем: в манере держаться, в открытости характера, в каком-то особом душевном настрое. С Тахиром просто приятно общаться.

 

Старинная гитара, на которой исполнялись песни в знаменитом кинофильме, хранится на почетном месте в доме Тахира Владимировича Боброва. Гитара очень необычной формы, ей не меньше 150 лет. Она передается из поколения в поколение. В свое время она была красиво инкрустирована и украшена бриллиантом (от которого остался только след на гитарной деке).

Тахир Бобров происходит из старинной цыганской семьи ловарей, династии артистов на протяжении не менее двух веков. В известном московском ресторане «У яра», говорит Тахир Бобров, сегодня висят старинные фотографии, на одной из которой изображена его прабабушка Екатерина Цырон, в прошлом артистка хора Соколовского, который выступал в этом ресторане.

Под гитару пели прадед и прапрадед, отец и дед Тахира. «Я родился прямо на сцене, и колыбелью моей был футляр от музыкального инструмента», – улыбается цыганский романсеро.

Он закончил музыкальное училище, где его обучали игре на скрипке и фортепиано. На как-то сама собой к рукам пристала шестиструнная гитара (старинная, родовая – семиструнка). Играть на гитаре Тахира никто не учил: это искусство перешло к нему с молоком матери.

Вместе со своей семьей Тахир колесил по всей стране, давая концерты в разных городах. В отличие от других цыганских исполнителей, Тахир предпочитал петь не традиционные романсы, а сочинял свою музыку и песни, делал аранжировки. Первым среди цыганских артистов стал применять на концертах профессиональную аппаратуру. Весть о молодом певце и музыканте распространилась среди цыган по всему Советскому Союзу.

 

– Когда Эмиль Лотяну приступал к съемкам “Табора”, его помощники стали подбирать группу для фильма. Наши московские родственники сказали, что в Ростове живет цыган, который сочиняет музыку. Я прибыл в Москву, встретился с Эмилем Лотяну. Мы сделали пробные записи, и я поехал продолжать гастроли. Прошло два месяца, я думал что обо мне уже забыли, и тут вдруг приходит телеграмма, чтобы я срочно прилетал в Москву: начинаются съемки.

Режиссер собрал большую группу самых разных цыган: около 150 человек, из разных уголков страны. Там были маститые артисты из театра “Ромэн”, такие как Коля и Рада Валшениновы, Николай Жемчужный, Николай Эрденко. “Когда я узнал, что буду командовать такими титулованными людьми, у меня был шок, – вспоминает Тахир Бобров. – Мне был всего 21 год и никто из них меня поначалу серьезно не воспринимал. Но Лотяну поставил жестко: те, кто со мной не сработается, покинут съемки. Через два-три дня мэтры смотрели на меня с уважением”.

Музыку к кинофильму писал уже известный в то время композитор Евгений Дога. А большинство песен, что в фильме звучит по-цыгански – работа Тахира Боброва.

Его лучшей работой безусловно является песня, которая звучит сразу после той сцены, где Лойко Зобар бежал с виселицы. Выручил Лойко его верный друг Бубуля, приведший ему коня. Бубуля был застрелен во время бегства, и Лойко Зобар берет стилет в скованные руки и начинает рыть могилу в степи. Песня звучит пронзительно, беря за душу любого, хотя исполняется по-цыгански.

– Эта песня родилась у меня в голове еще до начала съемок, – рассказывает Тахир Бобров. – Когда мы с Эмилем Лотяну подбирали музыкальное сопровождение для сцены похорон Бубули, он вспомнил, как я спел ее на первом прослушивании.

Я сделал только два дубля, и выбрали первый вариант. Когда я слушал в студии, у самого мороз подирал по коже: такой мощный заряд энергетики вложен в нее. Думал: “Неужели это пою я?”

Песня называется “Мэрав далы” (“Умираю мама”). Она написана на ловарском диалекте, который понимают все цыгане. Если переводить ее дословно, она звучит так: “Я умираю, мама, сам не знаю от чего. Наверное, я просто устал жить”…

– На премьеру фильма в московском Доме кино я приехать не смог, потому что находился на гастролях во Владивостоке, – говорит Тахир Бобров. – Вскоре наша труппа прибыла в Краснодар, и фильм уже шел там. Все наши пошли в кинотеатр, кроме меня: я почему-то не смог. Когда вернулись, сразу накрыли столы, всем налили водки. Поднимали за меня тосты и говорили: “Ну, Тахир, ты и спел!”

Еще одну песню, ставшей популярной, исполнял в фильме табор цыган, входивший в город. Цыганка Рада (Светлана Тома) шла, куря трубку, а песня запоминается по веселому припеву “Хоп-хоп-хоп!”.

– Пела группа ужгородских цыган, – говорит Тахир Бобров. – А сама песня не имеет большого смысла: “Зайду я в сад, сорву яблоко, половину съем сама, половину дам тебе”.

Во время съемок Тахир Бобров познакомился со всеми членами творческого коллектива. Ближе всех сошелся с Эмилем Лотяну. “Мы были с ним на “ты”, несмотря на разницу в возрасте, – вспоминает Бобров. – Он так и сказал: считай меня своим дядей”.

Светлана Тома (исполнявшая роль цыганки Рады) тоже пришлась мне по душе: хрупкая, артистичная женщина, поет и сочиняет музыку. Михай Волонтир, сам по национальности молдавский цыган, мягок, приветлив. Мы встречались с ним после съемок в Кишиневе. А вот Григорий Григориу (Лойко Зобар) и в жизни такой как в фильме: резкий, крутой. Впрочем, с ним я общался мало.

У Тахира Боброва вышла стычка с композитором Евгением Догой. Вот как он сам вспоминает об этом:

– В характере у Доги было много молдавского, националистического, и это выражалось в музыке. Он говорил: вы цыгане, можете только “гуца-гуца” делать на гитаре, а гармонии никакой у вас нет. Я высказал ему, что фильм “Лаутары”, к которому Дога писал музыку, молдавский фильм, а в “Таборе” мелодии должны звучать по-цыгански. Он вспылил: “Ты кто такой, мальчишка, чтобы меня учить?!”

За меня заступился Лотяну. Они заперлись с Догой у него в кабинете, разговаривали по-молдавски на повышенных тонах, после чего Дога вышел, в сердцах хлопнув дверью. Несколько дней мы с ним не разговаривали, а потом он пришел мириться, прихватив две бутылки коньяку. Я сел за рояль, Дога внимательно слушал, потом обнял и попросил прощения. “Пойми, – сказал он, – молдавская музыка постоянно звучит у меня в ушах”. В итоге Евгений Дога создал прекрасную музыкальную тему в фильме.

Больших денег за фильм Тахир Бобров не заработал: платили по 25 рублей за съемочный день. Лотяну приглашал его и дальше работать совместно, но Бобров предпочел гастролировать со своей группой “Ловари”: это было более прибыльным занятием. С Лотяну осталась работать артистическая семья Бузылевых: они снялись в следующем фильме “Мой ласковый и нежный зверь”.

– Эмиль Лотяну интересовался обычаями цыган: как гадают, какие отношения между мужчиной и женщиной. Поэтому все цыгане с удовольствием смотрят фильм. В нем все соблюдено верно, за исключением одной сцены. Помните, когда Рада и Лойко падают в речку, и она раздевается по пояс? Это первый и единственный секс-символ в цыганском искусстве: настоящая цыганка ни за что не обнажилась бы целиком! Она бы оставила на теле легкую сорочку. Сцена в фильме хоть и противоречит цыганским обычаям, но смотрится красиво.

Когда я покидал гостеприимный дом Тахира Боброва, он взял в руки старинную гитару, доставшуюся от предков, стал перебирать струны, а затем запел с улыбкой что-то по цыгански. Я спросил, о чем она. «Ты красивый, стоишь передо мной, а рядом сад цветет зеленый», – перевел Тахир Бобров. И добавил: «Это новая песня, я ее только что сочинил. Вот так у цыган: берешь гитару в руки, и тут же рождается песня».

Оригинальный текст и фотографии опубликованы в блоге Александра Оленева aka olenalex. Орфография и пунктуация автора сохранены, автор фотографий – Александр Оленев.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Предыдущая статья
Следующая статья

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

В Ростовской области 19 апреля похолодает до +16

В Ростовской области в пятницу заметно похолодает.

В Ростовской области достроят две полосы на трассе М-4 «Дон»

В Ростовской области во время реконструкции федеральной трассы М-4 «Дон» хотят достроит еще две полосы.

В Ростове водитель «Лады» протаранил автобус № 65

В Ростове водитель «Лады» врезался в автобус № 65 на проспекте Космонавтов.

Голубев: областной бюджет по итогам 2023 года – профицитный

Глава Ростовской области Василий Голубев рассказал о профиците бюджете региона во время отчета о работе регионального правительства.

Библионочь в Публичке, мюзикл «Есенин» и «Сто лет тому вперед» в кино: афиша

Культурная жизнь в самом разгаре: какие события ждут ростовчан и гостей донской столицы в ближайшие дни. Читайте в подборке «Городского репортера».

В Ростовской области соискатели выбирают удаленку и быстрый поиск работы

В Ростовской области, так и как и в России в целом, рынок соискателя — то есть вакансий больше, чем желающих работать. При этом если в России самым важным критерием при трудоустройстве является уровень зарплаты, то южане обращают также большое внимание и на график работы. Такие данные сообщили представили Авито Работы во время конференции по вопросам изменения на рынке труда и занятости в Ростовской области.

ЕЩЕ НОВОСТИ