Ну что? Где и когда всё пошло не так?

Гордость советского креатива, редкий пример оригинальной игры на нашем телевидении, дожившей до наших дней, и субкультурный феномен. ЧГК — игра, в которой эффектные вопросы и ожесточённые споры гораздо важнее чётких ответов. Во что она превратилась за эти 36 лет?

Изначально передача напоминала «Счастливый случай», в которой участвовали две семейные команды. Через год стала «телевизионным молодёжным клубом», в неё уже играли студенты, каждый за себя, а в комнате стоял дым столбом. В 1977-м ведущие ушли за кадр (тогда их было четыре, потом остался один Владимир Ворошилов, который более 10 лет работал, не выходя под очи благодарных зрителей). Появились привычные правила и символ — филин.

Вы знаете порядок: шесть игроков за столом, вопросы — от телезрителей, игра до шести очков, обсуждение длится минуту. Начнёшь упоминать все изменения — устанешь: надо говорить и про сектор «Зеро», и про чёрный ящик, про красные пиджаки, магистров и «как дела у вас, господин Козлов?». Словом, обширная мифология под музыку Штрауса, Чайковского и Yello (песня Homage To The Mountain).

Как и любая другая игра подобного толка, ЧГК слабо связана с образовательной функцией. В неё побеждают не всезнайки, а эрудиты с неординарным мышлением. Знаток Роман Морозовский в статье «ЧГКБР (ЧтоГдеКогдаБрейнРинг)» так объяснял принципы построения хорошего эфира. Вопросов одиннадцать, два сверхсложных, два элементарных, остальные — средние. Также у ведущего есть психологические портреты игроков. Идеальный вариант — счёт 6:5 в пользу знатоков.

В итоге, несмотря на давно определённое правило, что «чистое знание вопросом ЧГК не является», телеигроки ходят в России в мудрецах. К слову, однажды Александр Друзь пошёл на программу «Кто хочет стать миллионером?». И срезался на простом вопросе о граффити.

 

Эта игра — не для умников, а для крепкой команды смекалистых. Шестеро игроков посажены за стол в первую очередь для напряжённой обстановки. Сок не в ответах, а в этом миксе беспомощности, убеждённости и эмоциональности. Плюс необходимый трёп ведущего с участниками, спонсорами, чайные и музыкальные паузы. Вообще, лучший игрок сезона и тысячелетия отнюдь не всегда является набитой знаниями вычислительной машиной. В хорошей команде есть свой дирижёр, который принимает решения, свой мистер всезнайка, свой мастер интуиции, свой логик и хладнокровный стратег. А уж на кого в итоге падёт выбор…

Если плюнуть на условности, то всё это сильно напоминает «Танцы со звёздами», когда большая часть программы проводится в умилительных обсуждениях па неловких селебрити. По сути, и вопросы можно разделить не по сложности и эффектности, а по функциональности. Обычный, к примеру, служит звеном, связующим игроков и зрителей у телеэкрана, — мол, глядите, и вы кое-что знаете!

Мультимедийный коннектит аудиторию и тех, кто придумывает вопросы, демонстрируя, что «это может каждый — попасть в телевизор». Вопрос с чёрным ящиком служит для разрядки обстановки. Тринадцатый сектор — для пропаганды интернет-зависимости. Блиц — как демонстрация правильности поговорки «Один в поле не воин». И всё это — в прямом эфире (начиная с 1986 года).

То, что происходит сейчас в Охотничьем домике Нескучного сада, интересно анализировать, сравнивая картинки из разных периодов существования игры.

Скажем, 80-е годы. Тогда ещё в особняке на улице Герцена множество аккуратно одетых людей (многие при очках и усах), но нет никакого намёка на официоз. Рассаживается команда, внизу идут фамилии и статусы: инженер, студент, учительница, психолог. Во всём этом присутствует элемент компромисса между физиками и лириками, именуемый азартом. За очки зрители и участники в телевизоре получают адекватные призы — книги. В итоге ЧГК — прорыв для редактируемого ТВ, где позитивные молодые люди демонстрируют умение строить коммунизм в отдельной взятой студии.

В 90-е годы знатоки стали зарабатывать деньги. «Интеллектуальное казино — единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом». Там, где появляются деньги, появляется и элитарность. Из этих времён все знаменитые имена, ставшие уже символами, мемами, — Друзь, Двинятин, Бурда, Аскеров.

Отсюда красные пиджаки и напряжённая атмосфера — вроде бы должно быть и забавно, однако больше напоминает сеанс спиритизма. Есть кольцо игроков, далее — цепочка любопытствующих, наблюдающих за магическими ритуалами. Голос извне. И ощутимый результат в виде настоящих купюр. Оказывается, нейрофизик в нашей стране может зарабатывать много!

 

К слову, о профессиях. ЧГК в итоге стала не только миром, где можно вести активную жизнь в ранге ветерана. Игра также явно помогает идти вверх по карьерной лестнице. Одни, вроде Друзя и Козлова, засели на телевидении. Другие, вроде Максима Поташёва, к работе в консалтинге получают приятный бонус в виде президентства в Федерации спортивного бриджа России. Иные, как Виктор Сиднев, становятся мэрами подмосковного наукограда Троицка. Бурда поёт бардовские песни и ведёт кулинарное шоу. Александр Бялко засветился на радиостанции «Культура» и телешоу «Последний герой».

Есть мнение, что с появлением денег всё и испортилось. Впрочем, ещё в конце 80-х в качестве призов в игре появлялись всякие спонсорские подношения. А потом ещё было придумано правило, что команда не выбывает после поражения из эфира навсегда. Так начал формироваться круг ветеранов.

Вообще иерархии и знаки отличия невероятны важны в «Что? Где? Когда?». 1984-м появилась «Хрустальная сова», приз лучшему игроку (ныне — сезонной серии из четырёх игр). Также в музее — «Бриллиантовая сова», «Хрустальное гнездо», красные пиджаки как символ «бессмертного члена клуба» (правда, их через некоторое время отменили). Погоны лучшего капитана. Плюс звание магистра, которое вручают каждый юбилей (характерно, что в 2008 году юбилея не было, но магистры проголосовали за то, что он есть). И обязательные смокинги. Ах да, ещё имеются хранители традиций — Михаил Барщевский и Григорий Гусельников.

В 2000-м ЧГК попыталась вернуть себе былую остроту, вводя в игру новые команды из локальных организаций. Ещё в 1989-м появилась Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?». Спортивная версия ЧГК — реальная субкультура. В неё играют по несколько команд, отвечая на одни и те же вопросы. Здесь есть свои центры с множеством серьёзных сборных — вроде Минска.

Однако снова было доказано, что дело не в знаниях, а в опыте играть под прицелом камер командой. А значит, свежая кровь отнюдь не приносила свежую порцию адреналина. А через год знатоки лишились и денежной кормушки. И право зарабатывать полностью перешло к зрителям. Это, в принципе, странное решение. Если всё испортилось из-за бабла, то такой вирус простым вычитанием не вылечишь. И привлекать зрителей длинным рублём — занятие банальное. С этого момента, думается, программа потеряла мистическую ауру и превратилась в своего рода клон нынешнего КВН. Любопытно, что Масляков в своё время вёл один из выпусков «Что? Где? Когда?». «Клуб весёлых и находчивых» сейчас — огромная корпорация с кучей лиг и серьёзным капиталом, хотя по-настоящему интересных команд, мыслящих нешаблонно, там осталось наперечёт. Секрет — в многолетних традициях, тусовке и жёсткой редактуре.

Так и в ЧГК — кажется (если не приглядываться), что знатоки выигрывают там совершенно случайным образом, не проявляя особенной гениальности. Для того чтобы зритель не заскучал, иногда вводятся новые правила. Но в результате игра превращается в просто ещё одну версию «Спокойной ночи, малыши», очередную программу, в которой полтора часа длятся вечность.

ЧГК нынче, конечно, тот ещё мастодонт. Аналогичные передачи появились в телевизорах Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Израиля, Украины. Летом 2010-го в США началась подготовка аналогичной программы — рабочее название «Шесть» сменилось на «Шесть умов» (Six Minds). То есть русское изобретение получило прописку на канале ABC, и это верный признак того, что увлекательное шоу превратилось в уважаемый артефакт эпохи, который, оказывается, можно легко внедрить в систему бесконечных американских псевдоинтеллектуальных шоу. Докатились.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

В Ростовской области на выходных будет солнечно и выше +30

В Ростовской области 26 и 27 июля синоптики обещают умеренно жаркую погоду без осадков. Об этом сообщает Гидрометцентр России. В Ростове 26 июля,в субботу + 30 +31 малооблачно и без осадков, ветер северо-восточный с порывами до 10 м/c, в ночные ч...

В Ростовской области единовременная выплата контрактникам выросла до 1,2 млн рублей

В Ростовской области увеличили размер единовременной выплаты контрактникам.

Жители Ростовской области хорошо знают свои потребительские права

Департамент потребительского рынка Ростовской области провел ежегодное социологическое исследование среди потребителей, представителей организаций потребительского рынка Ростовской области по вопросам защиты прав потребителей.

Банк «Центр-инвест» обновил условия по семейной ипотеке

Банк «Центр-инвест» снизил процентную ставку по льготной программе ипотечного кредитования с господдержкой на первичном рынке для семей с детьми до 5,5% годовых (полная стоимость кредита от 5,459% до 5,998%).

В Ростовской области отменили фестивали «Осада Азова» и «Донская уха»

В Ростовской области отменили военно-исторический фестиваль «Осада Азова» и фестиваль «Донская уха».

В парке Вити Черевичкина вандалы повредили знак-указатель

В Пролетарском районе Ростова в парке Вити Черевичкина вандалы разрушили знак-указатель «Ростов-Нахичевань-на-Дону».

ЕЩЕ НОВОСТИ