Ростовский музыкальный театр начал 92-ой театральный сезон премьерой одноактных балетов, созданных в XX веке. Это «Призрачный бал» на музыку Фридерика Шопена и «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина.
По словам художественного руководителя Ростовского государственного музыкального театра Вячеслава Кущева, эти спектакли требуют особого отношения к себе.
«К таким произведениям как „Призрачный бал“, „Кармен-сюита“ нужно относится настолько бережно: это такая рафинированная эстетика, такая высокая, такая внутренняя, очень мощная, трепетно-ранимая», — заявил Кущев.
Стоит отметить, что балетмейстер-постановщик «Кармен-сюиты», заслуженный артист РСФСР Виктор Барыкин, и балетмейстер-постановщик «Призрачного бала», народная артистка РСФСР Галина Крапивина — оба танцевали в этих спектаклях много лет.
«Призрачный бал» — намеки и полутона
Художником-постановщиком «Призрачного бала» выступил народный художник России Владимир Арефьев.
«Да, наша работа с Владимиром Арефьевым складывалась непросто. Вообще, мастера этого уровня очень требовательные люди. Да, интеллигентные и корректные люди, но в высшей степени требовательные. Были сложные разговоры, обсуждения, но Арефьев никогда бы не разрешил к постановке свою работу, если бы не был удовлетворен ею полностью», — добавил Кущев.
Балет «Призрачный бал» — это одноактный балет, который появился в 1995 году. Его поставил известный российский балетмейстер и хореограф Дмитрий Брянцев. Музыка спектакля основана на медленных частях фортепианных концертов Фредерика Шопена.
«Призрачный бал» — это был шедевр, жемчужина классического балета. Все дуэты, все поддержки — должны один из другого вытекать и создавать действительно иллюзию призрака. И если нам это удалось, то ,значит, мы выполнили основную задачу Дмитрия Брянцева, — рассказывает постановщик спектакля Галина Крапивина. — Несмотря на то, что это одноактный балет, но он далеко не бессюжетный. Здесь заложена очень глубокая, жизненная мысль. Самое главное — это любовь. В спектакле рассказывается как люди соединяются, как разъединятся и сходятся снова».
Дирижер-постановщик Алексей Шакуро заявил, что перед балетом стояла непростая задача, так как музыка Фредерика Шопен — романтическая и требует свободного исполнения, оно может меняться. Артистам балета же необходимо все время подстраиваться.
«Удивительным образом хореография Брянцева сочетается, перекликается с музыкой Шопена. А Шопен — это в первую очередь, фортепианная музыка. Кроме солистов балета, которых вы будете видеть на сцене, там будет еще один солист — это исполнительница музыки Шопена. Роль оркестра, там, в общем-то, второстепенна. Все зависит, и даже танец, от исполнения пианиста. В нашем спектакле задействованы две выпускницы Ростовской консерватории курса педагога, профессора Сергея Ивановича Осипенко — Лолита Цоцонава и Анжелика Шатрова», — рассказал Шакуро.
Испанские страсти и метафоричность «Кармен-сюиты»
Одноактный балет «Кармен-сюита» был написан специально для великой русской балерины Марии Плисецкой. Хореографию поставил кубинский балетмейстер Альберто Алонсо, музыка была взята из оперы Жоржа Бизе «Кармен» в оркестровке российского композитора Родиона Щедрина.
По словам балетмейстера-постановщика «Кармен-сюиты» Виктора Барыкина спектакль в Ростовском музыкальном должен был возобновить, по-своему повторяя, знаменитую версию с Майей Плисецкой.
«В конце 70-х годов он был сделан (балет „Кармен-сюита“ — прим. ред.), замечательным хореографом Альберто Алонсо. Мне довелось с ним работать, когда он приезжал на съемки в Останкино. Задача была именно сделать спектакль таким, какой он был, и передать эмоции, пластику и хореографию, которые были в нем изначально заложены. Потому что иногда, когда ставят спектакли, то сильно коверкают и язык хореографический, и смысл», — заявил Барыкин.
«Кармен-сюита» появилась на свет в 1967 -м году и в течение многих лет, вплоть до 90-х годов партию Кармен исполняла исключительно Майя Плисецкая.
«Я отмечал, сколько было красок, нюансов, которые рождались во взаимоотношениях артистов во время исполения „Кармен-сюиты“. В итоге я пытался ребятам из Ростовского музыкального это передать. Они очень старались, думали как это сделать лучше, передать точнее. Конечно, педагоги помогали, — вспоминает Барыкин. — Взаимоотношения артистов на сцене — здесь это самое главное. Все время происходит диалог и важно найти контакт друг с другом. При том здесь четырехугольник — Коррехидор, Тореодор, Хозе — все любят Кармен».
Если Майя Плисецкая до определенного времени никому не отдавала свою партию в «Кармен-сюите», то ростовские зрители смогут увидеть Кармен в двух вариантах.
«Были большие волнения и сомнения как это получится. И по составу вопрос был, кто-то нас убедил, кого-то мы поменяли. В итоге у нас две разные Кармен — Екатерина Кужнурова (артистка балета — примр.ред), это определенное толкование, и совершенно замечательная Настя Сапрон (артистка балета — прим.ред.), которая танцует второй премьерный спектакль. Это тоже очень интересное и насыщенное прочтение образа «Кармен», — отметил главный балетмейстер Ростовского музыкального театра Иван Кузнецов.
Балетмейстер отмечает, что поставить «Кармен-сюиту» планировалось давно, но думали, искали с чем ее можно удачно сочетать. Необычный для советского времени, яркий и страстный спектакль «Кармен-сюита» с метафоричной сценой-загоном и таинственными декорациями от народного художника России Бориса Мессерера решили соединить с полупрозрачным, ночным, тонким балетом «Призрачный бал», балетом со сложной хореографией и философским посланием. Два балета особенно интересно смотреть на контрасте — нежности и страсти, полумрака и знойного дня.
Посетить одноактные балеты «Призрачный бал» и «Кармен-сюита» в Ростовском музыкальном театре можно 15 октября и 16 ноября.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.