Нежность и страсть: «Призрачный бал» и «Кармен-сюита» в Музыкальном театре

Ростовский музыкальный театр начал 92-ой театральный сезон премьерой одноактных балетов, созданных в XX веке. Это «Призрачный бал» на музыку Фридерика Шопена и «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина.

По словам художественного руководителя Ростовского государственного музыкального театра Вячеслава Кущева, эти спектакли требуют особого отношения к себе.

«К таким произведениям как Призрачный балКармен-сюита нужно относится настолько бережно: это такая рафинированная эстетика, такая высокая, такая внутренняя, очень мощная, трепетно-ранимая», — заявил Кущев.

 
 

Стоит отметить, что балетмейстер-постановщик «Кармен-сюиты», заслуженный артист РСФСР Виктор Барыкин, и балетмейстер-постановщик «Призрачного бала», народная артистка РСФСР Галина Крапивина  оба танцевали в этих спектаклях много лет.

«Призрачный бал»  намеки и полутона

Художником-постановщиком «Призрачного бала» выступил народный художник России Владимир Арефьев.

«Да, наша работа с Владимиром Арефьевым складывалась непросто. Вообще, мастера этого уровня очень требовательные люди. Да, интеллигентные и корректные люди, но в высшей степени требовательные. Были сложные разговоры, обсуждения, но Арефьев никогда бы не разрешил к постановке свою работу, если бы не был удовлетворен ею полностью»,  добавил Кущев.

Балет «Призрачный бал»  это одноактный балет, который появился в 1995 году. Его поставил известный российский балетмейстер и хореограф Дмитрий Брянцев. Музыка спектакля основана на медленных частях фортепианных концертов Фредерика Шопена.

«Призрачный бал»  это был шедевр, жемчужина классического балета. Все дуэты, все поддержки — должны один из другого вытекать и создавать действительно иллюзию призрака. И если нам это удалось, то ,значит, мы выполнили основную задачу Дмитрия Брянцева,  рассказывает постановщик спектакля Галина Крапивина.  Несмотря на то, что это одноактный балет, но он далеко не бессюжетный. Здесь заложена очень глубокая, жизненная мысль. Самое главное — это любовь. В спектакле рассказывается как люди соединяются, как разъединятся и сходятся снова».

 
фрагмент балета «Призрачный бал» на сцене Ростовского музыкального театра // фото: Марина Михайлова, РГМТ

Дирижер-постановщик Алексей Шакуро заявил, что перед балетом стояла непростая задача, так как музыка Фредерика Шопен — романтическая и требует свободного исполнения, оно может меняться. Артистам балета же необходимо все время подстраиваться.

«Удивительным образом хореография Брянцева сочетается, перекликается с музыкой Шопена. А Шопен  это в первую очередь, фортепианная музыка. Кроме солистов балета, которых вы будете видеть на сцене, там будет еще один солист  это исполнительница музыки Шопена. Роль оркестра, там, в общем-то, второстепенна. Все зависит, и даже танец, от исполнения пианиста. В нашем спектакле задействованы две выпускницы Ростовской консерватории курса педагога, профессора Сергея Ивановича Осипенко  Лолита Цоцонава и Анжелика Шатрова»,  рассказал Шакуро.

Испанские страсти и метафоричность «Кармен-сюиты»

Одноактный балет «Кармен-сюита» был написан специально для великой русской балерины Марии Плисецкой. Хореографию поставил кубинский балетмейстер Альберто Алонсо, музыка была взята из оперы Жоржа Бизе «Кармен» в оркестровке российского композитора Родиона Щедрина.

По словам балетмейстера-постановщика «Кармен-сюиты» Виктора Барыкина спектакль в Ростовском музыкальном должен был возобновить, по-своему повторяя, знаменитую версию с Майей Плисецкой.

фрагмент балета «Кармен-сюита» в Ростовском музыкальном театре // фото: Марина Михайлова, РГМТ

«В конце 70-х годов он был сделан (балет Кармен-сюита  прим. ред.), замечательным хореографом Альберто Алонсо. Мне довелось с ним работать, когда он приезжал на съемки в Останкино. Задача была именно сделать спектакль таким, какой он был, и передать эмоции, пластику и хореографию, которые были в нем изначально заложены. Потому что иногда, когда ставят спектакли, то сильно коверкают и язык хореографический, и смысл»,  заявил Барыкин.

«Кармен-сюита» появилась на свет в 1967 -м году и в течение многих лет, вплоть до 90-х годов партию Кармен исполняла исключительно Майя Плисецкая.

«Я отмечал, сколько было красок, нюансов, которые рождались во взаимоотношениях артистов во время исполения Кармен-сюиты. В итоге я пытался ребятам из Ростовского музыкального это передать. Они очень старались, думали как это сделать лучше, передать точнее. Конечно, педагоги помогали,  вспоминает Барыкин.  Взаимоотношения артистов на сцене  здесь это самое главное. Все время происходит диалог и важно найти контакт друг с другом. При том здесь четырехугольник  Коррехидор, Тореодор, Хозе  все любят Кармен».

Если Майя Плисецкая до определенного времени никому не отдавала свою партию в «Кармен-сюите», то ростовские зрители смогут увидеть Кармен в двух вариантах.

«Были большие волнения и сомнения как это получится. И по составу вопрос был, кто-то нас убедил, кого-то мы поменяли. В итоге у нас две разные Кармен  Екатерина Кужнурова (артистка балета — примр.ред), это определенное толкование, и совершенно замечательная Настя Сапрон (артистка балета — прим.ред.), которая танцует второй премьерный спектакль. Это тоже очень интересное и насыщенное прочтение образа «Кармен»,  отметил главный балетмейстер Ростовского музыкального театра Иван Кузнецов.

Балетмейстер отмечает, что поставить «Кармен-сюиту» планировалось давно, но думали, искали с чем ее можно удачно сочетать. Необычный для советского времени, яркий и страстный спектакль «Кармен-сюита» с метафоричной сценой-загоном и таинственными декорациями от народного художника России Бориса Мессерера решили соединить с полупрозрачным, ночным, тонким балетом «Призрачный бал», балетом со сложной хореографией и философским посланием. Два балета особенно интересно смотреть на контрасте  нежности и страсти, полумрака и знойного дня.

Посетить одноактные балеты «Призрачный бал» и «Кармен-сюита» в Ростовском музыкальном театре можно 15 октября и 16 ноября.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Число снесенных аварийных домов в Ростовской области сократилось в 3,4 раза

За первые девять месяцев 2025 года в Ростовской области было снесено 16 аварийных домов, что в 3,4 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Авиакомпания «Азимут» готова вернуться в аэропорт Платов после его открытия

Авиакомпания «Азимут», бывшая ключевым перевозчиком ростовского аэропорта Платов, заявила о готовности быстро возобновить работу в базовом аэропорту.

Губернатор потребовал за сутки решить проблему с мусором на Аллее Героев в Азове

Губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь резко раскритиковал бездействие администрации Азова, которая с лета не может навести порядок на Аллее Героев. Проблема с регулярным скоплением мусора на мемориале сохраняется несмотря на многочисленные жалобы жителей с июня.

В магазинах «Пятерочка» проходят мастер-классы, фестивали и выставки

В субботу, 18 октября в ряде магазинов «Пятерочка» прошли мероприятия в рамках проекта «Центры местного сообщества». Этот проект позволяет обычным жителям, группам и НКО устраивать фестивали, мастер-классы, выставки и прочие инициативы прямо в магазинах у дома. О том, как в «Пятерочке» проходят мероприятия «от соседей для соседей» подробнее в материале «Городского репортера».

Активизировалась мошенническая схема «звонок из военкомата»

Злоумышленники атакуют молодёжь призывного возраста и родственников погибших на СВО.

В Ростовской области вновь возникли перебои в работе мессенджеров

Жители Ростовской области столкнулись с новыми перебоями в работе популярных мессенджеров Telegram и WhatsApp*. По данным платформы мониторинга сбоев «Сбой.РФ», проблемы наблюдались вечером во вторника и продолжались до утра среды.

ЕЩЕ НОВОСТИ