Нетерпимая терпимость

Представители российских конфессий совместно с представителями Общественной палаты (ОП) РФ 13 июня 2012 года на заседании Общественой палаты приняли резолюцию, которая требует от российских органов власти изменения антиэкстремистского законодательства. Общественная палата настаивает на принятии нормы, которая бы освободила священные тексты зарегистрированных религиозных организаций от обвинений в экстремизме. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».

В частности, пишет газета, представители Общественной палаты Российской Федерации настаивают на пересмотре и даже отмене федерального списка экстремистских материалов. По сообщению «Коммерсанта», участники слушаний предложили освободить от прокурорских проверок уже зарегистрированные в России религиозные организации: сейчас Минюст при регистрации проверяет вероучительные тексты.

Стоит отметить, что первыми о необходимости амнистии для религиозных текстов заявили представители РПЦ, у которых до сих пор не было серьёзных проблем с антиэкстремистским законодательством. Председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин предложил ввести такую амнистию для текстов, которым более 50 лет.

«У нас все религиозные учреждения равны перед законом,- пояснил господин Чаплин.- Если один древний текст можно объявить экстремистским, то это возможно и с другими».

 

Одной из причин, которая побудила представителей различных конфессий и членов Общественной палаты принять такую резолюцию, стал недавний процесс по рассмотрению в Ленинском районном суде г. Томска заявления органов прокуратуры о признании книги «Бхагават-гита, как она есть» экстремистским материалом, а также внесении её в Федеральный список экстремистских материалов.
 Стоит пояснить, что вынесенная на рассмотрение судебного процесса книга «Бхагавад-гита как она есть» — это русскоязычная версия перевода священной книги «Бхагавад-гита» с санскрита на английский, снабжённой комментариями в духе традиции гаудия-вайшнавизма. Этот комментированный перевод был сделан в 1960-е годы бенгальским гуру Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который получил широкую известность за то, что перенёс из Индии на Запад одну из школ вайшнавизма, основав в Нью-Йорке религиозную организацию «Международное общество сознания Кришны».

«Бхагавад-гита», в свою очередь, является частью древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и одной из самых почитаемых священных книг индуизма, которую можно назвать «своего рода визитной карточкой» индуизма и «индийской культуры в целом». В «Махабхарате» повествуется о соперничестве двух родственных кланов — («плохих») Кауравов и («хороших») Пандавов. На поле Курукшетра готовится решающая битва между армиями двух кланов. В её преддверии, сторонник Пандавов Кришна разъясняет одному из Пандавов, витязю Арджуне, «суть нравственного долга и основы мироустройства».

Изложенные в «Бхагавад-гите» идеи «легли в основу религиозной и нравственной доктрины современного индуизма». Основной идеей произведения является мысль о том, что душа вечна и обладает неразрушимой природой, а тело даётся человеку на время. Книга также даёт описание основных разновидностей йоги. «Бхагавад-гитой» восхищались Гёте, Шопенгауэр, Эмерсон, Толстой и многие другие мыслители. Книга приобрела огромную популярность, была переведена на более чем 80 языков и издана тиражом более 100 млн экземпляров. В России, «Бхагавад-гита» входит в список литературы в курсе философии, преподаваемом в высших учебных заведениях.

Между тем, у экспертов Томского государственного университета, в ходе анализа текста книги «Бхагават-гита, как она есть», появились подозрения в присутствии экстремистских высказываний в тексте комментариев к тексту книги. В заключении учёные сделали вывод о том, что в книге содержатся «признаки разжигания религиозной ненависти, унижения достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии».

В частности, в заключении утверждалось, что комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады «насыщен унизительными определениями всех, кто не является последователями его учения о Кришне, либо вообще не знающих и не верящих в „верховного бога“ Кришну». В заключении утверждалось, что оскорбления выражены такими словами, как «глупец», «невежда», «недалёкий», «демон», «свинья», и что Бхактиведанта Свами Прабхупада унижает неверующих, используя такие слова, как «лишены», «обречены», «не способны оценить» в соответствующих контекстах. Утверждение автора о том, что о женщинах следует заботиться, как о детях, эксперты сочли «унижением по половому признаку».

На основании этого заключения 30 июня 2011 года прокурор города Томска Виктор Федотов обратился в Ленинский районный суд Томска с заявлением о признании «Бхагавад-гиты как она есть» экстремистским материалом. В заявлении прокурор указал, что его действия производятся в интересах «Российской Федерации и неопределённого круга лиц», а «заинтересованным лицом» назвал Управление министерства юстиции по Томской области. В заявлении, в частности, говорилось: «В тексте книги содержатся высказывания в форме утверждений, в которых имеется негативная информация, информация враждебного, унизительного, оскорбительного характера по отношению к конфессиональным группам, не кришнаитам… Текст книги „Бхагавад-гита как она есть“ содержит высказывания побудительного характера, призывы к враждебным, насильственным действиям в отношении ряда социальных и конфессиональных групп, в частности по отношению к женщинам, к некришнаитам… Признание материалов книги „Бхагавад-гита как она есть“ автора А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады экстремистскими необходимо для предотвращения возбуждения социальной вражды либо розни и её дальнейшего распространения».

В ходе нескольких судебных заседаний доказать наличие экстремистских высказываний не удалось. Между тем, факт судебного разбирательства по поводу содержания книги «Бхагават-гита, как она есть», вызвал бурю протестов со стороны официальных лиц Индии и высокопоставленных представителей индуизма.

В столице Индии Дели вспыхнули массовые протесты индуистов по оказанию давления на российское посольство. На митингах радикально настроенные индуисты выкрикивали антироссийские лозунги и жгли российские флаги. По данным Русской службы Би-би-си, эти протесты побудили министра иностранных дел Индии Соманахалли Маллайя Кришну встретиться 27 декабря с российским послом Александром Кадакиным и официально сообщить ему об озабоченности Дели в связи с делом в отношении книги «Бхагавад-гита, как она есть». В ответ, российский посол «выразил надежду, что индийская сторона независимо от вердикта томского суда не допустит антироссийских акций со стороны радикально настроенных индуистов».

 

Между тем в России кришнаиты и их религия воспринимаются чужеродно. Привлекая зевак яркими уличными представлениями, они навязывают им свою религию, навязывают свою литературу и просят за неё взамен сделать добровольно-обязательное пожертвование (идет распространение своих религиозных идей, нетрадиционных для наших территорий). В действительности, представители «МОСК» ловко манипулируют людьми, имевшими неосторожность вступить в диалог с ними.

Один из бывших членов «МОСК» в сети интернет рассказал о том, что привлекает зевак в кришнаитах: «Привлекает огромное количество знаний обо всем в мире. Человек получает ответы на все вопросы. Также все хотят счастья. И они получают его через мантру. Мантра опьяняет, хотя кажется, что сознание, наоборот, проясняется».

Между тем, он говорит, что «…христианство занимает очень печальное место. Религия мясоедов, так его иногда называют. Хотя большинство говорит, что Христос для них — учитель. Дело в том, что они, как я сказал выше, по-своему понимают Его учение. Многих раздражает Православие, высказываются всякие глупости, не имеющие отношения к правде. Они считают, что Христос учил поклоняться Кришне. И что Он не говорил, что Он Бог. Они считают его человеком, наделённым полномочиями от Кришны. Поэтому в „МОСК“ думают, что они лучше следуют Православию и знают его, нежели другие».

Предложение Общественной палаты об отмене списка экстремистских материалов или, как минимум, введении вето на признание экстремистскими религиозных текстов возрастом более 50-ти лет, даёт возможность любому гражданину России приобщаться к любой литературе, пропагандирующей экстремистские взгляды.

Об этом говорит в интервью сайту Regions.ru Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета. «Если же представители различных культур не желают уважать традиции нашей страны и пытаются утверждать какие-то свои интересы, то это, по меньшей мере, является не патриотичным, а по большому счету ведёт к обострению ситуации в обществе и к развитию экстремизма», в частности, говорит он.

Роман Силантьев, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора присутствовал на том круглом столе в Общественной палате. Он говорит, что можно согласиться с тем, что священные писания традиционных религий должны быть выведены в особую категорию, чтобы их никогда даже не пытались рассматривать в рамках борьбы с экстремизмом. Такие книги должны иметь иммунитет.

  «А вот разные толкования и современные переводы вполне законно вносить в эти списки. Например, есть такие толкования Корана, где из его текста вычитывают призывы к убийству — это, безусловно, провоцирует терроризм. Экстремисты специально создают почву для формирования особого мышления террористов. Между прочим, на одного террориста приходится 10–15 экстремистов, которые ведут специальную пропаганду с помощью такой литературы, собирают деньги и защищают от различных юридических преследований. Так что экстремистская литература играет существенную роль и её надо запрещать. Кстати, если отказаться от федерального списка экстремистских материалов, то как быть с „Майн Кампф“ Гитлера? Или же плакаты с призывами „Бей жидов“ или „Режь Кавказ“ теперь станут считаться безобидными? И ещё у нас есть 282 ст. УК РФ», — считает Роман Силантьев.   

По его мнению, список экстремистской литературы нужен. Только не надо вносить в список видео файлы, листовки и мелкие брошюрки, на запрет которых приходится потратить гораздо больше времени, чем тратится реально на их производство. Надо запрещать те вещи, на которых экстремисты основывают свою пропаганду.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Центр Ростова частично остался без воды и отопления из-за порывов

В Ростове из-за коммунальных аварий несколько центральных улиц города остались без холодной воды, а переулок Университетский без отопления.

В Ростове вырос спрос на геодезистов и сварщиков

В Ростовской области за год вырос спрос на специалистов добывающей промышленности. В топ-3 лидером стали геодезисты. Спрос на их услуги в октябре 2024 года возрос на 63% по сравнению с октябрем прошлого года.

В Ростове на ж/д вокзале задержали военного с гранатой

В Ростове на железнодорожном вокзале задержали военнослужащего с гранатой

В Ростовской области в 2024 году благоустроили 98 общественных пространств

В Ростовской области продолжаются работы по благоустройству общественных территорий.98 площадок в шести городах и 10 районах области уже готовы.

В Ростове объявлено экстренное предупреждение из-за гололеда и мокрого снега

В Ростовской области на этих выходных после потепления до +17 ожидается резкая смена погоды. В донском регионе ожидается мокрый снег, гололед и порывистый ветер.

В Ростове проходит XIX Международный конкурс молодых исполнителей «Мир джаза»

В Ростове-на-Дону стартовал XIX Международный конкурс молодых исполнителей «Мир джаза», который собрал начинающих музыкантов из разных городов России: Архангельска, Сочи, Ставрополя, Москвы, Краснодара. Участие в конкурсе также принимают джазмены из...

ЕЩЕ НОВОСТИ