Романтический мюзикл «Алые паруса» в Ростовском музыкальном театре поставили по либретто двух российских драматургов. Сюжет музыкального спектакля существенно отличается от повести-феерии Александра Грина. Творческая группа решила рассказать историю Ассоль в фэнтезийных декорациях с использованием мультимедийных технологий.
Судьба Ассоль в России
Хотя Александри Грин написал свою бессмертную повесть в 1922 году, но успехом она стала пользоваться намного позднее — только к 50–60 годам прошлого столетия. В 1961 году произведение экранизовали — роли Ассоль и капитана Грея блестяще исполнили Анастасия Вертинская и Василий Лановой.
В 2009 году композитор Максим Дунаевский написал музыку для будущего мюзикла «Алые паруса» на либретто двух драматургов — Михаила Бартенева и Андрея Усачева. В итоге в 2010 году премьера нового мюзикла состоялась в Москве на сцене Российского академического молодежного театра. Далее постановки множились с каждым годом и к 2022 году более 20 городов поставили свои версии мюзикла на музыку Дунаевского.
«Мюзикл „Алые паруса“ — 140-я премьера для нашего театра. Это очень трогательная романтическая история. Конечно, суть всего — это мысль о силе веры, надежды, мечты, любви. Со временем это произведение стало очень актуальным и как раз в 2022 году ему исполнилось сто лет», рассказывает художественный руководитель Ростовского музыкального театра Вячеслав Кущев — В этом спектакле играют наши воспитанники — учащиеся детской театр-студии «Дебют». Вообще, это была наша давняя цель — создать детскую студию, детский театр, чтобы дети играли для детей. И мы это сделали. Но удовлетворенная потребность рождает новую и режиссеры стали задействовать детей везде — не только в детских спектаклях».
Юные артисты — на сцене Ростовского музыкального
Руководитель детской театр-студии «Дебют», заслуженный работник культуры России Людмила Лисицына отмечает, что в премьерном мюзикле приняли участие 11 юных артистов. При том, что дети учатся театральном искусству, посещают музыкальную школу большая их часть является «отличниками» по общеобразовательной программе.
«Не так просто выйти в роли на сцену РГМТ, потому что и Михаил Сергеевич Пабузин (дирижер мюзикла — прим. ред), и Анастасия Викторовна Неговора (режиссер спектакля — прим. ред.) — они не могут выпустить, если ребенок не совсем готов и не дает хорошего результата. Дети очень много занимаются — вокал, актерское мастерство, сценическая речь и сценическое движение, хореография. Все участия в спектаклях театра — это практические занятия для детей. При этом нашей театр -студии уже четыре года. За это время дети стали лауреатами разных конкурсов. Последний конкурс проводило ростовское отделение Союза театральных деятелей и наш детский театр вместе с капеллой и с хореографическим отделением Ростовского колледжа искусств получили гран-при», — отметила Лисицына.
В предпремьерном показе партию маленькой Ассоль исполнила Софья Теличенко. Маленькая девочка буквально завораживала зрителей своей актерской игрой и мастерским исполнением.
Воспитанники театр-студии также сыграли роль детей жителей то ли странного острова, то ли загадочной страны. Юные артисты сыграли и спели свои партии очень убедительно.
Мир фэнтези — сказки для взрослых
Режиссер-постановщик мюзикла Анастасия Неговора рассказала, что перед постановочной труппой стояла сложная задача — несмотря на обилие постановок «Алых парусов» найти свой особый путь в безбрежном фэнтезийнном мире.
«Конечно, мы, вместе с художником-постановщиком спектакля Степаном Зограбяном изучили историю постановок этого мюзикла. Оказалось, что большая их сценографии была выполнена в мрачных серо-черных тонах. Мы же стали отталкиваться от идеи, что действие происходит в неком закрытом пространстве, которое находится под угрозой затопления. В итоге буквально через одни сутки Степан Арамович придумал решение, которое мы и воплотили на сцене».
При этом режиссер подчеркнула, что если Грин обозначил мир Ассоль как мир фантазий, то театр решил поставить мюзикл на современный лад — как мир фэнтези.
«Работа очень интересная, но одновременно и очень трудная, сложная. В первую очередь потому, что уже создано огромное количество спектаклей по этому произведению. Я сам 10 лет назад рисовал сценографию в театре другого города для этого спектакля. И у авторов спектакля в подсознании есть все эти виденные им постановки, но нужно полностью отрешиться от них и попытаться сделать свое. Чтобы было по-своему, оригинально», — добавил художник-постановщик мюзикла, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Степан Зограбян.
В спектакле, кроме традиционной сценографии и красивых костюмов также используются и видеопроекторы. Именно они передают такое меняющееся и живое море, иллюстрируют мечты Ассоль, показывают дальние счастливые страны.
Вера, надежда и мечта
«Самая главная идея — это невозможность потерять веру, несмотря ни на что. Нам бы хотелось, чтобы в нашем мире не теряли веру, держались за нее. Мы должны прийти в театр, окунуться в мир этой сказки волшебной и поверить, что все будет хорошо», — делится режиссер-постановщик Анастасия Неговора.
При этом если в оригинальной повести Грина достаточно много место уделяется рассказу и о жизни маленького Грея, и о его жизненном пути, то в мюзикле прекрасный капитан видится Ассоль только во снах и мечтах. Встречает его она уже в самом конце мюзикла.
«Если вы не читали либретто, то ничего не поймете и будете в недоумении, потому что с повестью Грина здесь общего не очень много, только фабула. До спектакля почитайте либретто и тогда вы с легкостью войдете в атмосферу мюзикла. Когда же артисты появляются на сцене и начинают петь, то зрителей полностью увлекает их пение, музыка Дунаевского и спектакль воспринимается как отдельное от творения Грина произведение», — подытожил Зограбян.
Премьерные спектакли мюзикла «Алые паруса» состоятся 30 ноября, 1 и 2 декабря, а также 18 и 19 января.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.