Метафизические метаморфозы

0
2

7 октября в «Киномаксе Дон» в рамках фестиваля польского кино был показан фильм «Лес» — пожалуй, самый символичный польский фильм последних лет.

Режиссёр картины, Петр Думала, дебютант в полнометражном игровом кино, в первую очередь, известен своими анимационными короткометражными фильмами. Нога, убегающая от хозяина в поисках свободы, Кафка, превращающийся в различных животных в минуты творчества — все это сюрреалистическое видение и осознание окружающего мира, показанное в короткометражках Думалы.

В его картинах вся фабула и действующие лица окутаны необычайной тайной, и задача зрителя — эту тайну постичь. По-своему.

Потому что только так можно трактовать творчество польского режиссёра, где в каждом произведении заложено несколько смыслов и зритель может выбрать самый близкий к себе по ощущениям образ.

«Лес» — экспериментальная метафизическая драма, выполненная автором в черно-белых тонах. Почти полное отсутствие диалогов, минимум музыки и наполненность естественными звуками — такова поэтика «Леса», да и всего творчества Думалы, скорее всего, навеянная немым кино.

Весь фильм — история пожилого отца (Мариуш Бонашевский), его взрослого сына (Станислав Брудный) и их непростых отношений. Отец лежит при смерти и воображает, что читает книги, а сын за ним ухаживает, поминутно бегая к печке согревать кашу и привязывая отца ремнем к стулу, чтобы было удобнее его купать.

Параллельно зритель видит другую историю этих взаимоотношений: вполне здоровый отец и все такой же взрослый сын ходят по лесу в неведомых зрителю целях.

Действие фильма происходит сразу в этих двух разных мирах, но в совершенно противоположном направлении. Монтаж настолько удачен, что зрителю переход из одного «мира» в другой видится приятной волной, накатывающейся на песок. И никаких острых углов. И не совсем понятно, какой из этих двух миров сон или вымысел. А если и так, то чей вымысел? Отца, мечтающего доминировать над сыном? Или же сына, который не против избавиться от отца? А может оба они хотят пройти обе эти линии и попробовать стать ближе друг другу?

Одним из немаловажных компонентов гениального и вечно-живущего произведения является возможность неоднозначной его трактовки и осмысления. В этом смысле картина Думалы близка к величию. Но при этом чувствуется некая незавершённость произведения, будто автор, привыкнув делать короткометражное кино, боялся сделать фильм слишком длинным (уложился в итоге за 75 минут).

А с другой стороны, эта кажущаяся мне незавершённость вполне может стать зрителю поводом для додумывания, чем так не часто балуют нас современные режиссёры.

И лес, в котором гуляют герои, действительно можно назвать дантовским, из которого наши герои должны выбраться и стать ближе друг к другу.

Петр Думала рассказывает зрителю об очень простых вещах — отцовской любви и сыновнем долге — и показывает это непростым, но очень красивым языком символов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...