С 1 октября Макаронка выступает уже в новом качестве — театрального-выставочного центра. Современная живопись, скульптура и инсталляции дополнятся театральным проектом, который является отчасти продолжателем концепта 18+. Какие задачи стоят перед обновленной площадкой современного искусства, выяснял «Городской репортер».
«Конечно, мы продолжаем генеральную линию, которая была начата в арт-центре „Макаронка“: показывать современных авторов, которые откликаются в своем творчестве на актуальные проблемы», — заявляет куратор выставочного направления Лейли Асланова.
Эксперт рассказывает, что выставок станет больше — порядка семи в год. Ранее арт-центр мог позволить себе делать даже две выставки в год, потому что была регулярная спонсорская помощь.
«Некоторые выставки готовятся очень долго. Например, одну из экспозиций мы организовывали два года. Было длительное общение, долгий анализ, что и как мы будем делать, какие дизайнерские решения пространства используем», — поясняет Лейли Асланова.
Кураторство, а не искусствоведение
Лейли Асланова говорит, что искусствовед в классическом понимании в арт-центре и галереях современного искусства навряд ли нужен. Здесь важнее не оценка, а сопровождение и вовлеченность. Именно такова задача кураторов.
«Кураторы ближе к актуальному моменту, они обозревают ситуацию, наблюдают какие-то тенденции. Конечно, эти специалисты могут и должны иметь исторический кругозор, но в основном это человек, который находится „здесь и сейчас“ и работает с художниками по этому же принципу», — отмечает она.
По словам Лейли Аслановой, кураторы обычно выбирают определенный вектор и исследуют его. Она выбрала ростовских художников.
«Я знаю, как развивается эта сцена. Да, у меня нет кандидатской по искусствоведению, но у меня есть насмотренность, у меня есть большой опыт работы с местными художниками», — рассказывает куратор.
Медиация как сотрудничество
В «Макаронке» теперь появятся медиаторы. Это не экскурсоводы, а некие проводники в искусство, помощники, говорящие с посетителями с позиции равных.
«Я заметила, когда люди приходят на наши выставки, то зачастую они испытывают чувство фрустрации: они оказывались наедине с тем, что не всегда готовы были воспринимать, или имели иные ожидания. Стало понятно, что нужно с посетителями общаться», — сообщила Лейли Асланова.
Ранее экскурсии были только на открытии экспозиции, сейчас же они будут включены в выставочный процесс.
«Недавно я прошла обучение в школе медиации для того, чтобы быть ближе к зрителям, выстраивать с ними горизонтальную коммуникацию, предлагать занять экспертную позицию: ссылаться на свой опыт восприятия искусства, анализировать его, стараться понять с разных сторон, что это перед тобой представлено», — рассказывает Лейли Асланова.
Эффект пандемии
В настоящее время из-за ограничений Роспотребнадзора посещать выставки с медиатором смогут только группы из пяти человек.
«Сейчас пытаемся понять, какие новые ограничения могут появится. Пока это неизвестно, но мы должны быть готовы к ограничивающим факторам в работе», — отмечает куратор выставочного направления.
Положительная сторона коронавирусных ограничений — интерес к локальному.
«Вижу, что стало меньше снобизма в отношении того, что происходит здесь и сейчас. Мне кажется, пандемия снимает иллюзию о том, что всё значимое происходит где-то там. Потому что у людей появляется ощущение „А где я?“», — пояснила Лейли Асланова.
Преемник с новым лицом
Куратор театрального направления Дмитрий Цупко признается, что новый проект, конечно же, будет опираться на опыт театра 18+, но стоит ожидать и изменения в репертуаре.
«Наша команда формировалась и много лет работала в рамках проекта театра 18+, поэтому мы отчасти приемники. Наша задача — сохранить некий баланс между интересным зрителю продуктом и экспериментом. Зрительских спектаклей станет примерно 70%», — отметил Цупко.
По словам эксперта, зрительские спектакли — это более понятные в жанровом отношении комедии, трагикомедии и драмы.
«Для экспериментальных спектаклей мы оставим 30% в нашем репертуаре. Они будут удивлять, образовывать зрителя. Иногда их надо будет пояснять», — заявил Цупко.
Гранты, спонсоры и новые авторы
Театр 18+ существовал на спонсорские пожертвования основателя «Макаронки» Евгения Самойлова. У театрального проекта «Макаронки» такой регулярной поддержки уже нет.
«Мы будем искать спонсоров и использовать гранты. При этом ориентироваться на частные гранты, а не на государственные. Госгранты вгонят творческие коллективы в узкие рамки, а нам бы этого не хотелось», — отмечает Цупко.
По словам куратора театрального направления, они планируют ставить экспериментальные проекты с минимумом декорационных средств, но с максимальной попыткой выразительности. «Действительно, мы хотим искать новые ростовские имена. Но этот вектор мы рассматривали и до момента турбулентности, неприятного решения закрытия и ухода учредителя», — заявил Цупко. Приоритет по-прежнему останется за местными авторами, Ростова и Краснодара.
Нужное искусство?
Кроме спонсорской поддержки театрально-выставочный центр надеется на доходы от аренды залов.
«Сдавать другим театральным коллективам наши площадки мы готовы, но не видим востребованности. Думаем, что это будут какие-то ивентовые мероприятия», — рассказывает Цупко.
Будет ли театр в изменённом формате интересен публике — пока остается неизвестным.
«Мне, ростовчанину, и людям, которые работали здесь много лет, будет просто жалко и обидно, если такое место закроется и пропадет с карты Ростова. Сейчас пытаемся удержаться на плаву. Может быть, эта идея и абсурдна на самом деле и не нужна никому: поймем через полгода, после Нового года можно будет делать какие-то выводы», — говорит Цупко.
Из-за пандемии неясно, как можно будет посещать спектакли зрители через какое-то время, когда, кроме коронавируса начнется и сезонный грипп, а, значит, могут быть ограничено посещение массовых мероприятий.
Но «Макаронка» хотела бы выжить.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.