С каждым годом количество любителей передвигаться по городу на велосипеде увеличивается. Продажи двухколесных коней растут примерно на 60% в год. Интерес к такому роду передвижения держится вопреки городским условиям. В редакцию «Городского репортёра» поступила просьба рассказать о том, что мешает Ростову пересесть на экологически чистый транспорт.

«У нас примерно 6–7 велосервисов, плюс специализированные магазины. Так вот — мы уже не справляемся с существующим потоком», — рассказал «Городскому репортёру» владелец частного велосервиса Александр Николаев.

Нагрузка идёт не только на тех, кто чинит, но и на тех, кто ломает. К таковым относятся и сами велосипедисты, и водители автотранспорта, и пешеходы. Причиной становится банальное несоблюдение ПДД. Этой осенью Ростов потрясла новость о смерти пожилого мужчины, который при повороте не оповестил других участников движения о своих намерениях. В итоге — велосипедист скончался по дороге в больницу.

В других случаях велосипедист становится жертвой, соблюдая все правила. Так случилось с Павлом, который поздно вечером добирался домой, но был сбит водителем маршрутки.

«Езда на двухколёсном транспортном средстве становится очень опасной, — утверждает водитель со стажем Александр Куроленко. — Поэтому нам крайне необходимы велосипедные дорожки и парковки. Тем более что подобная инфраструктура не требует сверх-вложений».

Вопрос безопасности велосипедистов на дорогах поднимал мэр Ростова Михаил Чернышев несколько лет назад. Тогда было принято решение серьёзно заняться инфраструктурой — созвали все стороны, участвующие в процессе дорожного движения, обсудили возможные пути решения вопроса. Приняли решение создать пилотный проект велодорожки.

Проект воплотился. Казалось бы, ребята теперь могут комфортно передвигаться по центру города. Но не тут-то было! Подарок не устроил тех, кому он предназначался — конь сам показал свои зубы. «Велодорожка проходила то по тротуару, где положено ходить пешеходам, то вдоль дворов, где мы рискуем наткнуться на бабушек, то неожиданно оказывалась на другой стороне улицы, — пояснил активист форума Velorostov.ru Игорь. — Это не то, что было заявлено в проекте. Изначально речь шла ещё о велодорожках на Пушкинской улице, но там почему-то их нет».

Почему их там не оказалось, нам рассказал ведущий специалист отдела организации дорожного движения Артур Хачатурян: «Мы опросили горожан, которые выходят на Пушкинскую, чтобы в том числе погулять с детьми, и пришли к выводу, что на пешеходной улице велодорожки делать нельзя. Велосипедисты носятся со скоростью 30–40 км/ч. Был случай, когда велосипедист сбил девочку на этой улице и сломал ей руку».

По его мнению, велодорожки не нужны не только на пешеходных улицах, но и вообще в городе. «Это прихоть, — считает г-н Хачатурян. — у нас нет такого количества велосипедистов, чтобы вкладывать в необходимую инфраструктуру такую огромную сумму».

В свою очередь любители здорового образа жизни утверждают, что они могли бы стать регулярными участниками движения, если бы поездка стала более комфортным и безопасным процессом.

Дмитрий Адамов пристрастился к двухколёсному коню в феврале этого года, с тех пор остаётся верен этому виду транспорта. «Я еду быстрее общественного транспорта, а в часы пик — вообще быстрее всего, что есть на дороге, — утверждает Дмитрий. — Плюс я не плачу за проезд и бензин, укрепляю здоровье и получаю удовольствие». Ни сугробы зимой, ни дождь осенью, ни жара летом не могут заставить велосообщество сменить руль на баранку.

«Проблему велосипедистов описать несложно, — говорит Дмитрий. — Мы хотим безопасно для жизни и здоровья перемещаться по городу». Но получается не всегда — город не готов к экологически чистому преодолению расстояния. Мешает множество факторов: от менталитета автомобилистов до расположения ливневых решёток на дорогах.

«Еду я себе на скорости километров 40 в час, никого не трогаю. А водитель, прекрасно видя меня, начинает сдавать назад, — рассказывает читатель „Городского репортёра“. — Или резко открывает дверь. Я одному такому крикнул, что он дебил — так он гнался за мной на машине и специально на ходу, хлопал дверью, чтобы я врезался в неё».

Фото: Сотник

Некоторые активисты готовы пожертвовать специальными дорожками и велоспарковками ради просвещения населения.

«Деньги на инфраструктуру, которая все равно не будет создана правильно, можно было бы направить на агитацию безопасности дорожного движения», — предлагает активист форума Velorostov.ru.

Казалось бы, процветание велодвижения в Ростове принесло только пользу — экологическая обстановка в городе остаётся не запятнанной, на сторону здорового образа жизни переходит больше людей, пробки рассасываются. Но инициатива никак не может найти отклика в сердцах городских властей, они всё время обращаются к обратной стороне медали. «Как таковая езда на велосипеде — это конечно плюс. Но в условиях городской загазованности — наоборот минус, — утверждает Артур Хачатурян. — А чтобы велосипеды как-то повлияли на пробки, нужно, чтобы 20–30% ростовчан сменило автомобиль на велосипед».

Все стороны велопроблем ездят по замкнутому кругу: чтобы беззаботно крутить педали, нужна инфраструктура; чтобы вложить деньги в инфраструктуру, нужен мощный велотрафик; чтобы был мощный велотрафик, нужна инфраструктура.

Велосипедисты просят власти наладить ситуацию — власти находят минусы езды на велосипеде.

Власти призывают вносить конкретные предложения — велосипедисты не могут создать полноценное сообщество.

Пока стороны спорят, количество велосипедистов растёт, а значит, растёт и количество потенциальных жертв ДТП. Если у вас есть конкретные предложения, сообщайте «Городскому репортёру». Сайт готов стать площадкой для конструктивного решения проблемы.