Наверное, каждому пользователю Интернета когда-нибудь приходилось сталкиваться на форумах или в социальных сетях с кучей псевдоцитат: например, когда высказывания типа «не звони ему первой» или «не тратьте жизнь на идиотов» приписывают, скажем, Достоевскому или Толстому. Та же ситуация с композиторами – автором доброй половины саундтреков из любимого фильма мечтательных подростков во многих источниках числится композитор рубежа 19-20 вв. Клод Дебюсси. Так почему же мы покупаемся на псевдоцитирование и ложное авторство, как раскусить подлог, и кому чаще всего приписывают чужие мысли?
Понятно, что прикрыться Достоевским или Маяковским стало в наше время очень популярно. Подкрепить свою точку зрения цитатой классика? Конечно, а чем плохо! Тут с авторитетом уже спорить придется, а не с чиновником среднего ранга, к примеру.
Однако, по мнению экспертов, повсеместное псевдоцитирование свидетельствует скорее о снижении истинной ценности образования, то есть о желании быть образованным человеком, не прикладывая никаких усилий. Кандидат филологических наук Людмила Амири считает, что если раньше воспроизведение цитат как в устной, так и письменной речи, было показателем образованности и культуры человека, его принадлежности к определенному кругу, то сейчас это благодаря новой эре технологий стало доступно всем. Не всегда такие аргументы уместны, а главное – не всегда правдивы, ведь Дарвин никогда не отказывался от своей теории, а Сталин не призывал подавать блюдо под названием «месть» холодным.
Однако далеко не все пользователи социальных сетей проверяют подлинность цитат, прежде чем «повесить» ее себе на стену. «Городской репортер» провел опрос ростовчан, чтобы выяснить, доверяют ли она цитатам, которые видят в социальных сетях.
Выяснилось, что почти 36% опрошенных полностью доверяют цитированию в социальных сетях, а проверяют подлинность подобных цитат почти половина респондентов – 46%, большинство из которых стараются найти первоисточник – произведение или письмо, из которых взято высказывание.
Остальные опрошенные не придают особого значения цитированию в социальных сетях.
Но спорить с тем, что псевдоцитаты буквально заполонили всемирную сеть, нельзя. Конечно, попадаются абсолютно абсурдные высказывания, которые никак не могли принадлежать перу великих писателей, но бывают и случаи, когда цитаты на первый взгляд выглядят довольно правдоподобно.
Так, например, относительно недавно в Интернете появилась цитата, якобы принадлежащая Лермонтову, где писатель нелицеприятно отзывается о кавказцах.
Настоящий автор этого высказывания постарался сохранить фирменную стилистику Лермонтова, полностью исказив смысл других афоризмов великого русского писателя о Кавказе. Подобное уничижительное высказывание перу Лермонтова не принадлежит.
Бесчисленное множество цитат Петра Столыпина авторы паблика «Вестник Патриота» в социальной сети «ВКонтакте» приписывают Рамзану Кадырову. Там есть целая серия картинок с портретом главы Чечни и якобы его высказываниями, которые на самом деле взяты из речей Столыпина. Например, «Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней Poccии». Конечно, паблик высмеивает громкие патриотические лозунги, но сарказм понятен далеко не всем, так что Кадыров автоматически становится «автором» подобных сентенций.
//фото из паблика «Вестник Патриота» «ВКонтакте»
Однако воровство афоризмов происходит не только в социальных сетях и на форумах. В конфузную ситуацию попал недавно ректор МГУ Виктор Садовничий. Пресс-служба академика выкладывала в твиттер цитаты Гёте, Канта, Ньютона и других очень умных людей, приписывая авторство ректору МГУ. Когда находчивых помощников разоблачили, Садовничему пришлось извиняться.
Псевдоцитаты надоели уже всем! «ВКонтакте» даже появился паблик «Псевдоцитаты», где фразу «В гостях хорошо, а дома лучше» приписывают Наполеону.
Шутки шутками, а с музыкой в Интернете творится еще большая беда, ведь распознать фальшивых авторов той или иной композиции под силу далеко не каждому. Будто бы и не умирал Моцарт, а до сих пор продолжает писать музыку – с такой завидной регулярностью от его имени появляются новые произведения.
То Моцарту, то Вагнеру приписывают композицию «Реквием по мечте» — саундтрек к одноименному фильму Даррена Аронофски 2000 года.
Музыка и правда сильная, но ее настоящий автор – современный композитор Клинт Мэнселл. А Бетховена сплошь и рядом называют автором композиции «Ангелы и демоны», в то время как написал ее немецкий кинокомпозитор Ханс Циммер тоже для фильма. И вовсе половину саундтреков из фильма «Сумерки» приписывают Клоду Дебюсси. А в фильме всего-то секунд 20 звучал его «Лунный свет». Примеров таких очень много: абсолютно любые вальсовые композиции запросто могут навязать Шуберту.
Ложные цитаты и ложные мелодии могут ввести в заблуждение любого неопытного в этих делах человека, поэтому совет тут один – набираться опыта, читать хорошие книги и слушать классическую музыку. А любые цитаты в социальных сетях подвергайте сомнению и проверке. Как говорится, доверяй, но проверяй. И, кстати, это поговорка, а не цитата, скажем, Хемингуэя.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.