Лазерное шоу

0
10

С начала 2011 года в России были зафиксированы десятки попыток ослепления пилотов самолетов лазерным лучом. В связи с этим в Госдуму внесен законопроект, который относит хулиганские действия, угрожающие безопасности транспортных средств и их пассажиров, к числу уголовно наказуемых преступлений.

 

Со второй половины 2010 года Росавиация зафиксировала пять подобных инцидентов, а с начала 2011 года до начала июня — 30. Потом хулиганы с лазерными указками пытались ослепить пилотов еще несколько раз. Чаще всего это происходило в районе столичных аэропортов Внуково и Шереметьево, а также аэропорта Ростова-на-Дону.

До сих пор подобные инциденты ничем трагическим не заканчивались. Однако никакой уверенности в том, что так будет и впредь, нет. Особое беспокойство вызывает то, что таких случаев, как свидетельствует статистика, становится все больше. Начальник ГУ МВД по Ростовской области Алексей Лапин заявил даже об угрожающей стране "эпидемии", пик которой "еще ждет нас впереди".

Радикально решить проблему попытался глава Чечни Рамзан Кадыров, распорядившийся убрать лазерные указки из продажи по всей республике. Такое решение он принял после задержания несовершеннолетнего, пытавшегося ослепить летчиков самолета, заходившего на посадку в аэропорту "Грозный". "Какая разница, каким образом ставится под угрозу безопасность жизней пассажиров — выстрелом из оружия или наведением лазера", — заявил Кадыров. Он не обошелся и без критики в адрес СМИ, отметив, что число хулиганов с указками увеличивается из-за постоянного присутствия этой темы на телевидении.

Руководитель республиканского МВД Руслан Алханов, который провел разъяснительную беседу с задержанным подростком, высказался еще более категорично. "Подобное хулиганство может привести к трагическим последствиям, своими действиями злоумышленники с лазерами несут не меньший вред, чем террористы", — отметил он.

Алексей Лапин предложил Госдуме, кроме повышения ответственности за попытки ослепить пилотов лазерными указками, подумать о запрете свободной продажи лазеров большой мощности по всей стране и ввести лицензирование таких устройств. Как и глава Чечни, Лапин посетовал на то, что действия хулиганов стимулируются "многочисленными материалами в СМИ".

Однако изъять все лазерные указки у населения все равно нельзя. Поэтому без усиления ответственности за хулиганство с ними не обойтись. Как заявил в конце июня глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, создание угрозы безопасности транспортных средств должно наказываться тремя годами тюрьмы, а если такие действия создают угрозу безопасности воздушных судов — заключением сроком до семи лет. При этом, по словам депутата, если погибнут люди, максимальное наказание должно достигать десяти лет лишения свободы. Как пояснил Плигин, законопроект может быть принят нижней палатой парламента уже осенью 2011 года.

Нажмите, чтобы увеличить
Инфографика "Лазерная указка – игрушка или оружие?" //Источник: РИА Новости, Роман Ярош
(Кликните на картинку, чтобы увеличить)

Что делать с хулиганами, пока нового закона нет, неясно. Подростку, задержанному в Чечне, на первый раз сделали только предупреждение. Хотя Кадыров пообещал "самый строгий спрос", в чем он будет выражаться, непонятно. Молодой человек 1989 года рождения, задержанный в ночь на 26 июня по подозрению в ослеплении лазером пилотов нескольких самолетов в Ростове-на-Дону, отпущен под подписку. Свою вину он отрицает, и не совсем ясно, как ее доказать, если только не найдутся свидетели. Лазерную указку у подозреваемого нашли, но самого по себе этого явно не достаточно. А в Сочи одного из пилотов пассажирского "Боинга" ослепили, по предварительным данным, лучом с автотрассы, проходящей недалеко от сочинского аэропорта. То есть хулиганы могли направить луч на самолет из автомобиля и бесследно скрыться.

В прессе появились предположения о том, что ослепляют пилотов не обычные хулиганы, а злоумышленники со специальными сложными устройствами. Однако, как пояснял президент консультационно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерий Шелковников, в наши дни проделывать это можно при помощи дешевых указок, луч которых действует на сотни метров. А устройства за несколько тысяч рублей, если верить размещенной в интернете рекламе, действуют на расстоянии в десятки километров.

Эта проблема актуальна не только для России. В Великобритании за последние годы пилотов пытались ослепить лазерами сотни раз. В США вопрос тоже весьма актуален с середины 2000-х, а доклад о воздействии лазеров на безопасность полетов был опубликован соответствующим правительственным агентством еще в 2001 году. В 2005 году появился еще один доклад. 
Расследованием подобных инцидентов занималось ФБР. Как подчеркивалось в одном из бюллетеней этого ведомства, лазеры, излучающие свет длиной волны зеленого диапазона, наиболее эффективны для временного ослепления человека. За дело в США взялись всерьез — в 2009 году житель южной Калифорнии за то, что направлял луч лазера на пассажирские самолеты, был приговорен к двум с половиной годам тюрьмы.

В Америке разрабатывается специальная технология распознавания лазерных лучей и защиты от них глаз пилота (в создании такой технологии заинтересована и армия, поскольку лазеры могут применяться в военных целях). Трудность состоит в создании фильтра, который будет блокировать лазерные лучи, но пропускать все остальные. Какие-то образцы уже существуют — в прессе упоминались специальные защитные очки. Такие очки использовали пилоты полицейского вертолета в Лос-Анджелесе при поимке злоумышленников, направивших до этого лазер на другой полицейский вертолет (операция была проведена в ночь на 4 июля 2011 года).

Таким образом, пока просматриваются три направления борьбы с лазерным хулиганством — усиление ответственности, изъятие мощных лазеров из свободной продажи, а также разработка технологии защиты пилотов от лазерных лучей. Пока Россия заметно не продвинулась ни по одному из этих направлений.

Тимофей Забродов

»crosslinked«

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...