Кризис Нового года

Иногда, чтобы споткнуться, достаточно одной буквы. Мы поняли, что устали. Даже Новый год встретили не то чтобы бурно. Алкогольно-гастрономический угар потерял всеобщую актуальность.

Главным образом надоела навязчивая и неотступная «атмосфера праздника», которая тускнеет на глазах. Ёлки в торговых центрах строже обычного. Петарды палят с продолжительными паузами. Такое впечатление, что и пьют меньше и тише. Сильно пострадало телевидение, остающееся для большинства россиян единственным регулярным развлечением. Среди бесконечных повторов теряются сильно сдавшие развлекательные передачи. Деньги, то есть их отсутствие, — не основная причина. Просто больше ничего не придумывается — в преддверии фактического исчезновения эфирного телевидения это ни к чему. Перспективный зритель разбежался. Только «Культура» симптоматичным образом превращается в «Россию-К». Очевидно, что общее снижение градуса только на пользу. Мы меняемся, пересматриваем привычки, особенно когда они начинают утомлять.

Только что завершились очередные новогодние каникулы. Их продолжительность согласуется с непомерно раздутым значением Нового года, усвоенным ещё с советских времён. Тогда на фоне казённых, быстро потерявших содержательное наполнение 7 ноября и 1 мая, рядом с торжественным Днём Победы и комично переосмысленными 23 Февраля и 8 Марта Новый год был единственным праздником, имеющим одновременно человеческое и культурное измерение. Он перенял на себя функции официально запрещённого Рождества. Ёлка и мандарины в фольге, ритуальное угощение и подарки — трогательные и желанные, потому что все в эту ночь немного волхвы. Но библейский пласт забылся легко и непринуждённо — его сохранение требовало слишком сознательных усилий. Актуализировалась древняя календарная цикличность.

Если в христианском мире Рождество — это ритуальный повтор, удостоверяющий культурное самосохранение и воспроизводство, то советский Новый год — это отказ от старого, безоглядная надежда на какую-то внешнюю удачу, никак не зависящую от внутреннего преображения и вообще от каких-либо индивидуальных усилий. В советской реальности на фоне отсутствия житейского порядка чрезвычайно возрастала значимость порядка мифологического.

 
 

Тосты за старый год, судорожное открывание шампанского до боя курантов, нестройно сдвинутые бокалы, крики, суета и пустота пожеланий, пусть новый год будет лучше старого, выпьем за нас (вас) и далее по списку. Человеческое, слишком человеческое.

Советский Новый год был выгороженной зоной интимности. Много важнее, чем день рождения (как известно, среднего рода). В эти законные выходные у всех было равное право расслабиться, надеть маску и стать настоящим — характерный советский парадокс. Ритуал гарантировал относительную безопасность. Под Новый год на работе давали 13-ю зарплату, дома ругались вполсилы, по телевизору показывали немногочисленное кино, которое ныне считается «старым и добрым», а в саму новогоднюю ночь — «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», до которых можно было даже досидеть, если квасить без фанатизма. Из года в год повторялось убранство праздничного стола, который все готовили, разумеется, по-своему, и каждый настаивал на аутентичности своего оливье. В этих деталях проглядывал подзабытый Бог, которого почти никто не замечал. Все просто радовались санкционированной возможности отдохнуть для себя. Едва ли не единственной за весь год. Ведь даже в отпуск могли не отпустить.

Двадцать лет назад официально вернулось непонятное для большинства и совершенно ему ненужное Рождество. Всё, что было с ним когда-то связано, к тому времени окончательно закрепилось за праздником Нового года — менее эзотерическим, более доходчивым, так сказать, народным.

Рождество оказалось избыточно. Более того, его положение в календаре несколько двусмысленно. Рождественский пост предполагает, что Новый год встречается без излишеств и уж точно без алкоголя. Мыслимо ли такое в России, вопрос риторический.

Православная церковь считает истинным юлианский календарь, но по факту бытования в светском государстве подчиняется григорианскому. Выходит двойной стандарт как один из ключевых признаков национального характера. И всё это отнюдь не по причине какого-то особенного упрямства церкви — она как раз действует в своей рациональности, пусть и крайне консервативной. Но в какой, ради бога, рациональности действует начисто секуляризованный и управляемый одними бытовыми предрассудками народ, пугливо путающийся в церковных праздниках? Надо полагать, в той же, что и на рубеже 1910-х и 1920-х годов, когда пролетарские поэты выпускали сборники с названиями типа «Песни красного звонаря».

Поскольку со всей этой неразберихой надо было что-то делать, правительство придумало дни всеобщего примирения — зимние каникулы, в чьей продолжительности может увязнуть любая идентичность. Так же, как любой здравый смысл меркнет перед праздником 4 ноября.

Не стоит, впрочем, преувеличивать глубину этой колеи. Уже с 3 января начинает работать всё, кроме банков. Им-то что, деньги целее будут. Рьяно отдыхают чиновники — это понятно без комментариев. Томятся бюджетники, традиционно суетятся по недоделанным делам университетские и школьные преподаватели и журналисты, брезгливо избегающие репортёрских гонок без обеда и выходных. Но их, то есть нас, чего уж там, не так и много. В основном люди трудятся в поте лица своего, зарабатывая на хлеб насущный. Работают магазины и галереи, выпекается хлеб, и горят в офисах поздние окна. Нехотя соглашаются работать даже наглые таксисты в аэропортах, которые по советской привычке презирают работу (только что был тому свидетелем по возвращении 4 января из Стамбула, насквозь пропахшего зимним Босфором). Несмотря на катастрофы, которыми жизнь отвечает на нашу нерадивость и бестолковость, мы как-то ковыряемся и где-то даже преуспеваем. Вот и праздники нам уже осточертели. Может, мы всё-таки стали чуть цивилизованнее и достойнее.

 

Автор: Ян Левченко, интернет-издание «Частный корреспондент» 


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Премьера триллера «Фишер. Затмение» на Wink.ru состоится 29 мая

Премьера одного из самых ожидаемых проектов года — восьмисерийного триллера «Фишер. Затмение» (18+) состоится 29 мая 2025 года эксклюзивно в онлайн-кинотеатре Wink.ru (совместное предприятие «Ростелекома» и НМГ).

Слюсарь поручил завершить реконструкцию Аллеи Славы в Морозовском районе

Глава региона Юрий Слюсарь дал поручение завершить проблемный объект в Морозовском районе.

ФАС одобрила «Медкапиталу» покупку медцентров в Ростове

ФАС разрешила организации «Медкапитал» купить 20 медицинских центров в 12 городах России.

Мост через Миус в Неклиновском районе отремонтируют за 2,1 млрд рублей

На трассе Ростов-Симферополь отремонтируют мост за 2,1 млрд рублей.

Браконьера с краснокнижной рыбой задержали на Дону

Сотрудники транспортной полиции и Росрыболовства задержали 51-летнего жителя Усть-Донецкого района за незаконный вылов рыбы с использованием запрещенных сетей. Об этом сообщает пресс-служба УТ МВД по СКФО.

На улице Орской в Ростове провалился асфальт из-за масштабной коммунальной аварии

Обвал вызван аварией на канализационном коллекторе. По данным «Ростовводоканала», причиной стал засор труб песком, из-за чего сточные воды затопили подвал многоквартирного дома на улице Алексея Русова, 1, а позже разрушили участок дороги.

ЕЩЕ НОВОСТИ