Коллективная паника заставляет потребителей запасаться продуктами

Россияне продолжают скупать гречневую крупу в магазинах

Участники круглого стола // Фото: Ксения Калиниченко, "Городской репортер"

Начиная с ноября, россиян охватила паника: в Интернете появилась информация, что урожай гречихи в этом году ничтожен. Люди буквально бросились в магазины за этой крупой, покупая сразу по несколько килограммов. Причем запасаются гречкой не только пенсионеры, но и молодые люди, охваченные паникой. Из-за ажиотажного спроса цены на гречневую крупу резко поднялись и достигли трехзначных цифр. По подсчетам аналитиков, в среднем стоимость гречки выросла уже на 130%. Обсудить вопрос формирования цен на продукты, а также поговорить о потребительском поведении в медиа-центре «МедиаС» собрались эксперты в области продовольственных товаров и психологии.

Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова рассказала, что производственная инфляция в России в этом году составила 12,6% — это выше, чем прошлогодний показатель. Кроме того, цены на продукты растут гораздо быстрее, чем на другие товары. Подорожали сыры, молоко, яйца. Но ажиотаж вокруг гречневой крупы превратился в настоящую панику. Хотя Минсельхоз заверил, что урожая гречихи в стране предостаточно: в этом году ее собрали даже больше, чем в прошлом, — более 700 тысяч тонн. По словам директора департамента потребительского рынка Ростовской области Андрея Иванова, среднестатистический россиянин съедает 3,5 килограмма гречки в год. Получается, что нынешний урожай спокойно может обеспечить всех жителей гречневой крупой. Более того, 200 тысяч тонн даже останутся «лишними». Тем не менее, россияне сметают гречку с полок магазинов, несмотря на растущую цену.

[quote_center]«За месяц жители скупили трехмесячную норму гречки, — рассказал Андрей Иванов. — Не зря говорят, что лучший покупатель — это паника».[/quote_center]

По словам Андрея Иванова, в первую очередь люди начали скупать самые дешевые сорта гречки. Соответственно, в магазинах осталась самая дорогая, что покупатели тоже восприняли как рост цен на крупу. Подобный ажиотаж вокруг гречки уже случался в 2010 году, но тогда с урожаем были определенные проблемы: цена подскочила почти в четыре раза.

Начальник финансового управления Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Виталий Золотухин отметил, что за последние несколько лет подобные продовольственные кризисы случались и с другими товарами — с солью и хлебом, например.

На сегодня Федеральная антимонопольная служба не выявила фактов коллективного сговора по повышению цен на гречку. Представители розничных сетей также эту версию однозначно опровергли. «Договориться между собой и поднять цены просто невозможно, – подчеркнул заместитель директора филиала «Южный» X5 Retail Group Алексей Полянский. – Мы не можем из-за этого потерять своего покупателя». Кроме того, он добавил, что регулярно ритейлеры предоставляют в УФАС  и департамент потребительского рынка информацию о ценах.

[quote_center]Известно, что правительству России поступила просьба заморозить цены на гречневую крупу в нескольких регионах страны (Ростовская область, кстати, в список этих субъектов не вошла), но таких мер до сих пор не приняли.[/quote_center]

Первопричиной повышения цен на гречку эксперты назвали слухи и особенности поведения потребителей. Кандидат психологических наук, преподаватель ЮФУ Валерия Альперович рассказала о том, что ажиотажный спрос – это следствие склонности наших людей к коллективному мышлению: сложно поступить по-другому, если твои соседи и друзья бросились делать запасы.

«Всплески покупательской активности зависят от политической ситуации в стране, — уверен главный редактор «Российского академического журнала», преподаватель факультета управления ЮФУ Алексей Федоров. — После введения санкций рынок стал менее стабильным: люди не знают, что будет дальше, поэтому они склонны больше доверять слухам».

Ритейлеры заверили участников круглого стола, что они, напротив, стараются уменьшить свои наценки, чтобы не потерять покупателя. Однако генеральный директор ООО «Солнечный круг» Александр Кириенков признался, что сеть не досчиталась уже 5-7% своих покупателей.

[quote_center]Поднялась цена не только на гречку: подорожали сыры (в среднем, на 26%), куриные яйца (на 33%).[/quote_center]

А молоко, кстати, подросло в цене на скромные 7-8%. И этот показатель директор по маркетингу и продажам ООО «Белый медведь» Денис Афанасьев связал с традиционным осенним подорожанием сырья.

Ажиотажного спроса на эти товары сейчас нет: эти продукты скоропортящиеся, в отличие от гречки, которая продолжает накапливаться в шкафах потребителей. Прогноз специалистов довольно пессимистический: цены будут расти и дальше.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...