В 2020 году телефонные мошенники сделали около 15 млн звонков, что аналитики охарактеризовали как «взрывной» рост киберпреступности. Свою деятельность злоумышленники активно продолжают и в текущем году. «Городской репортер» рассказывает о видах телефонного мошенничества, профилактике и борьбе с ним.
Статистика телефонного мошенничества
Аналитики BrandMonitor на основе данных ВЦИОМ посчитали, что всего за 2020 год телефонные мошенники похитили у жителей России около 150 млрд рублей. Например, только Сбер получил более 3,4 млн жалоб от своих клиентов, хотя в предыдущем году их было всего 2,5 млн. При этом, по данным ЦБ, методы мошенничества, когда преступники представляются сотрудниками банка, составляют 83,8% от общего числа атак на клиентов банков.
«Уверен, что многие лично испытывали эту проблему. Сейчас примерно, по нашим расчетам, каждый десятый звонок, совершаемый любому гражданину России, это телефонное мошенничество», — рассказал зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
На Ростовскую область приходится 2,4% совершенных вызовов телефонных мошенников. Здесь из-за подобных звонков местные жители зачастую теряют больше 100 тысяч рублей. А в январе этого года, например, у жителя Таганрога украли 3 млн рублей. При этом средний ущерб от телефонных мошенников в 2020 году составляет от 27 до 50 тысяч рублей.
По статистике, чаще всего жертвами телефонных преступников становятся мужчины. Люди, состоящие в браке, верят мошенникам в два раза реже, чем холостые. Что касается возраста, то чаще деньги похищают у людей младше 33 лет и старше 68.
Какие виды мошенничества существуют
Наиболее распространенный вид телефонного мошенничества в настоящее время — звонок от якобы сотрудников службы безопасности банка. Мошенники говорят, что по счету клиента проходят сомнительные финансовые операции, после чего для их предотвращения просят продиктовать данные карты. Затем они списывают деньги со счетов жертвы.
Также часто встречается мошенничество через «Авито»: преступник заинтересовывается тем, что продает человек, и говорит, что готов приобрести товар. После этого он присылает ссылку и просит внести на сайте данные банковской карты, чтобы якобы перевести на нее деньги. Однако после этого жертва лишается определенной суммы со счета.
Кроме того, в конце 2020 — начале 2021 года мошенники придумали новый способ обмана россиян. Злоумышленники звонят и сбрасывают свой вызов, чтобы обманывать системы автоматической фильтрации звонков.
Не стоит забывать и про старые способы обмана людей: звонок от якобы родственников, выигрыши в конкурсах и лотереях, а также «компрометирующие» ссылки, приходящие с незнакомых номеров.
Как телефонные мошенники убеждают перевести деньги
Казалось бы, практически каждый житель страны знает о телефонных мошенниках, однако количество такого рода преступлений не уменьшается. Как мошенникам удается убедить свою жертву перевести деньги? Обычно преступники обращаются к человеку по имени для того, чтобы вызвать доверие. Жертва думает, что узнать его личные данные может только представитель серьезной организации, поэтому предпочитает довериться звонившему.
Еще один психологический трюк — это постоянное давление на человека. Мошенники не дают время на то, чтобы подумать и проанализировать услышанное, поэтому клиент банка начинает паниковать и следовать любым инструкциям.
Кроме того, мошенники используют подмену номеров. То есть при звонке на экране телефона высвечивается настоящий телефон банка, что также увеличивает уровень доверия. Для того, чтобы убедиться в том, что звонил мошенник, достаточно просто перезвонить. Напомним в очередной раз, что сотрудники банка никогда не звонят своим клиентам.
Откуда мошенники берут телефонные номера
Отдельно остановимся на том, откуда мошенники берут номера пользователей банков. Обычно преступники выбирают адресатов рассылок или звонков случайным образом из всех номеров региона. Но также пользователи могут и сами оставить свои данные на непроверенных сайтах или в интернет-магазинах, после чего номера телефонов переходят к мошенникам.
Также, например, в октябре 2019 года в СМИ сообщали об утечке персональных данных 60 млн клиентов Сбербанка. То есть на черном рынке появилась база данных, в которой были указаны имя и фамилия, номер паспорта, карты, отделения банка огромного количества людей. Естественно, вся эта информация легко могла попасть к телефонным мошенникам.
Кроме того, часто преступники используют и так называемый парсинг — автоматический сбор номеров телефонов, которые находятся в сети в открытом доступе. Собрать телефонную базу данных можно на сайтах объявлений, различных форумах и в социальных сетях.
Кто зарабатывает телефонным мошенничеством
Если сначала телефонные мошенники работали, как правило, по одному, то теперь они стали создавать целые call-центры. При этом участники такой преступной группировки основательно готовятся для обмана людей: они организовывают свою бухгалтерию, составляют отчеты, обучают «работников», собирают базы данных. Интересно, что такие call-центры очень часто находятся на территории исправительных учреждений. В Сбере рассказали, что «тюремный call-центр» есть в каждом третьем учреждении ФСИН.
Ярким примером может служить случай, произошедший в исправительном учреждении «Матросская тишина» в июле прошлого года. Там мошенники потратили 7 млн рублей на создание условий для офиса call-центра. Из этих денег 5 млн рублей пошли на взятки сотрудникам ФСИН.
Также немало звонков поступает из стран ближнего зарубежья, где хорошо владеют русским языком. Однако из-за использования VPN и других способов сокрытия себя в интернете определить местонахождение злоумышленника непросто.
Почему поймать телефонного мошенника сложно
Мошенники предпочитают звонить своим жертвам с использованием IP-телефонии, что подразумевает подмену номера телефона. Также существует множество частных провайдеров, которые могут давать телефонные номера в аренду. Их можно приобрести даже дистанционно и заключить договор от третьего лица. Кроме того, есть специальная программа для подмены номеров, с ее помощью можно выбрать любую комбинацию цифр.
Отметим, что сейчас менять номер исходящего звонка без необходимости скачивать дополнительные программы позволяет специальный бот в Telegram. К тому же он может искажать голос звонящего.
Можно ли вернуть украденные деньги
Банк обязан вернуть деньги клиенту только в том случае, если тот выполнил два условия: сообщил о краже средств с карты не позднее следующего дня после того, как банк уведомил о подозрительной операции, и если не были нарушены правила безопасности при использовании карты.
То есть клиент банка не должен был самостоятельно сообщать мошенникам данные карты, хранить пин-код вместе с ней, а также писать код на самой карте и позволять кому-то делать ксерокопии или фотографировать карту. Иными словами, если вы продиктовали мошеннику данные сами, деньги вам не вернут.
Как бороться с телефонным мошенничеством
ГУ МВД России регулярно демонстрирует видеоролики и баннеры на просторах интернета, в которых подробно рассказывают о таких преступлениях, а также информируют о его видах и призывают людей не вестись на звонки и смс-сообщения.
Кроме того, профилактикой телефонного мошенничества занимаются и операторы мобильной связи. Так, например, Tele2 предоставляет бесплатную услугу «Антиспам SMS», которая позволяет заблокировать входящие сообщения от выбранных вами номеров. Дополнительно Tele2 использует аналитику на основе big data. Кроме того, оператор ставит на мониторинг все звонки клиентам с так называемых А-номеров — телефонов, с которых сотрудники банков могут звонить держателям карт.
Также телефонных мошенников в режиме реального времени будет выявлять новая технология Сбера. К ней уже подключены операторы Tele2 и «МегаФон», в скором времени присоединится МТС и «Билайн». По информации пресс-службы Сбера, такая технология применяется российскими банками впервые, при этом аналогов такому решению в мире нет. В объединении с операторами связи, телефонных мошенников можно будет вычислить в режиме реального времени с помощью антифрод-решения. Системы банка и оператора будут обмениваться между собой информацией о мошеннических звонках.
Что сделать, чтобы мошенники не звонили
Эксперты Роскачества рассказали о способах, позволяющих избавиться от звонков телефонных мошенников. Первый способ — включить на телефоне блокировку неизвестных номеров. Эта функция уже встроена на смартфонах Apple, Huawei и Xiaomi. Однако телефон начнет блокировать не только звонки мошенников, но и все неизвестные.
Можно заблокировать номера через операторов сотовой связи. Например, у МТС есть специальное приложение «Кто звонит», которое сверяет входящий номер телефона с базами крупных организаций и мошенников, после чего предоставляет пользователю вероятный вариант того, кто хочет с ним поговорить.
Пробить номер телефона можно и с помощью приложения Getcontact. Оно позволяет узнать, как звонивший записан в контактах других пользователей. После чего можно принять решение о блокировки абонента.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.