Мы все любим сказки. С самого детства читаем их сначала сами, затем своим детям и внукам. Бывают сказки весёлые, со счастливым концом, а есть такие, после которых глубоко и надолго задумываешься и приходишь к решению, которое способно перевернуть с ног на голову всю твою жизнь. Именно к таким сказкам относится пьеса Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен».

Чтобы ставить эту пьесу на сцене, нужен немалый талант и уверенность в собственных силах. Ведь сыграть нужно так, чтобы тебя приняли не за завравшегося сумасшедшего, а за гения, которому под силу изменить реальность одним своим словом. Смелость поставить эту пьесу взяли на себя студенты архитектурного факультета ЮФУ, или, как они сами себя называют, театра «ФИ!». Помогали им в этом руководитель коллектива Елена Клемёнова, режиссер Елена Иванова и постановщик, одна из блистательных актрис Ростовского молодежного театра Раиса Пащенко. Показ состоялся в рамках проекта  «Экспериментальная площадка Ростовского Молодежного театра». 

Студенческий театр архитектурного факультета ЮФУ знаком ростовским театралам уже давно. Не первый год ребята занимают лидирующие места на фестивале «Студенческая весна», который проходит в Южном Федеральном Университете. Их спектакли «Книга про бойца-2», «Василий Теркин на том свете» (2010 г.), кукольная постановка «Ярмарка» на стихи Сергея Михалкова и Самуила Маршака, минималистичный спектакль «Король умирает» пользовались огромным успехом. Благодаря им театр «ФИ!» был в тройке лидеров фестиваля. Этой весной их «Мюнхгаузен» завоевал гран-при.

Зрителям предстояло увидеть настоящую мистерию по пьесе Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен». Надо сказать, что задача перед студенческим театром стояла нереально сложная. Все мы знаем знаменитый фильм Марка Захарова по одноименной пьесе. В фильме сыграли все ведущие звезды «Ленкома» и, казалось бы, достичь такой вышины не получится, как не старайся. Но режиссёр спектакля Елена Клемёнова говорит, что задачи переплюнуть Захарова у неё и не стояло: «Мы хотели сделать нечто своё, поэтому, например, сознательно отказались от того музыкального сопровождения, которое было использовано в фильме».

Как бы ни старалась режиссёр пресечь возникновение параллелей со знаменитым фильмом, каждый зритель даже нехотя пытался их проводить. Однако трактовка образов и игра молодых актёров настолько увлекали, что сравнивать кого-то с кем-то зрители перестали примерно через десять минут после начала спектакля.

Не было ничего общего у ростовского Мюнхгаузена с образом, который создал Олег Янковский. Наш был таким романтиком, что подкупал с самых первых слов! Не было в нем возрастной тяжести во взгляде, как у Янковского, и казалось, что он летал над сценой, вдохновлённый своим образом.

Оригинальным режиссёрским решением стали уникальные костюмы и декорации спектакля. Все, что находилось на сцене, было сделано из картона. В том числе и костюмы героев наполовину состояли из плотной бумаги. Это было сделано не случайно: по режиссёрской задумке было решено показать кукольный ненастоящий мир, в котором люди, казалось бы, прячутся под масками. Но маски скрывают только половину лица, и это значит, что у каждого есть шанс стать настоящим.

Без маски и без картонного одеяния был лишь один герой пьесы — сам барон Мюнхгаузен. Он показан как настоящий романтический герой. Этот образ является воплощением человека-творца, который борется за свои идеи, какими бы глупыми их не считали другие люди. Что ему другие! Сегодня он общается с Шекспиром, завтра разговаривает с Данте или ужинает с Платоном. К чему ему знать, о чем думают стражники и бургомистры, если ему открыта вечность?

В процессе зрительского обсуждения, которое является обязательной частью спектаклей, проходящих на малой сцене, среди зрителей даже завязалась дискуссия. Спорили о том, можно ли жить таким, как Мюнхгаузен, в современном мире.

На едином мнении так и не сошлись. Кто-то считал, что человек, способный полететь за мечтой на Луну, не выживет среди приземлённых людей, которые прячутся под масками. А кто-то был убеждён, что нашему веку не хватает именно мюнхгаузенов, чтобы стать немного откровенней и добрее.

Яркой находкой актёров и режиссёра спектакля стали танцы, поставленные на сцене. Герои танцевали в образах манекенов, чем ещё больше убеждали зал в своей искусственности, сделанности. Только герой Мюнхгаузен не танцевал. К чему ему становиться в общий строй тех, кто прячет своё лицо под маской? Он сам по себе, зато свободен как никто из манекенов.

Спектакль вызвал бурную реакцию зрительного зала. Актеров долго не отпускали со сцены и аплодировали им стоя.

Конечно, были недочёты, конечно, немного подводила дикция. Но как можно требовать доскональности от тех, кто ни дня не учился сценическому мастерству? Та задумка, которую поставила перед своей труппой режиссёр, была выполнена, зал остался более чем доволен. Это — главное, и ради этого стоило стараться. Все, кто сидел в зале, поверили в то, что барон Мюнхгаузен — самый честный человек на свете и никогда не врёт! И на медведя с голыми руками (а как же иначе?!) он ходил, и оленя с вишнёвым деревом на голове видел, и на Луну летал. И снова туда собирается.

А между тем стражники уже зажигают фитиль, он искрит и скоро дойдёт до пороха. А на пушке сидит счастливый барон Мюнхгаузен, который никому ничего не должен, который улетает налегке. И только вам решать, последуете ли вы за ним или останетесь здесь и примерите на себя маску из картона. Выбор сложный и лёгкий одновременно. Так что дерзайте и главное — «улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров