17 ноября в г. Ростове-на-Дону состоится IV Региональном Форум «Защита прав потребителей в Ростовской области», проводимый в рамках реализации Областной долгосрочной целевой программы «Защита прав потребителей в Ростовской области» на 2011–2014 годы. В рамках Форума пройдёт выступление Председателя Совета ФинПотребСоюза Игоря Костикова.

Специалисты коммуникационного агентства BrandHouse накануне записали интервью с Игорем Костиковым, которое мы и предлагаем Вашему вниманию.

Игорь Владимирович, зачем в России «Союз потребителей финансовых услуг»?

Союз потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз) — это некоммерческая общественная организация. Она была создана 30 апреля 2010 г., а 19 июля 2010 получила статус межрегиональной. Мы работаем для того, чтобы защищать права и законные интересы потребителей в сфере финансовых услуг, содействуем созданию справедливого и цивилизованного потребительского финансового рынка в интересах российских граждан-потребителей и принимаем меры по повышению уровня финансовой грамотности широких слоев населения.

Насколько актуально открытие отделения в Ростове-на-Дону? В скольких регионах присутствует «Финпотребсоюз»?

Ростов-на-Дону — это один из крупнейших финансовых центров и, пожалуй, в этом отношении самый крупный город на юге России. Так или иначе, все мы пользуемся финансовыми услугами и, к сожалению, не застрахованы от нарушения наших прав на этом рынке. Жители Ростова-на-Дону — не исключение. Кроме Ростова, наши отделения открыты в 23 городах России.

Вы изучаете финансовую грамотность, исследуете её. Что она в себя включает? Что понимать под финансовой грамотностью?

Финансовая грамотность это не только теоретические знания, но, безусловно, и навыки, т. е. способность потребителя использовать свои знания на практике, чтобы распознавать риски, например, содержащиеся в том или ином договоре. Кроме того, важны установки самого потребителя: осмотрительность и ответственность при принятии решений на рынке финансовых услуг.

Что должен знать финансово-гамотный человек?

Финансовая грамотность включает в себя целый перечень знаний и умений: это и эффективное управление личными финансами, осуществление учёта расходов и доходов, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, умение разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках, принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения.

Почему люди продолжают совершать ошибки, когда вся информация по финуслугам, казалось бы, на поверхности?

Потребитель финансовых услуг не всегда обладает специальными знаниями, а иногда и временем, чтобы изучить условия предоставляемой услуги подробно. Этим и пользуются производители услуг, а также злоумышленники.

С кем сотрудничают сотрудники ФинПотребСоюза, решая ту или иную проблему?

В рамках своей деятельности ФинПотребСоюз осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной антимонопольной службой, Росфиннадзором, Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» и др. Также ФинПотребСоюз установил сотрудничество с организованным в России институтом Общественного примирителя (финансового омбудсмена), подписал соглашение о взаимодействии с рядом общественных и профессиональных организаций: Национальной ассоциацией участников фондового рынка, Национальной фондовой ассоциацией, Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков, Московской межбанковской валютной биржей, Фондовой биржей РТС.

Какие сферы финансов наиболее криминальны, где больше, а где меньше рисков для простого человека?

Мошенничество, к сожалению, очень развито в финансовой сфере. Однако кроме мошеннических действий, распространено изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчётных карт и иных платёжных документов. По статистике, каждый третий гражданин когда-либо сталкивался с противоправными действиями, в ходе которых терялись сбережения. Наиболее распространены противоправные действия с кредитными картами, также мошенники часто привлекают денежные средства граждан, используя финансовые пирамиды. Наиболее опасны именно пирамиды, так как мошенники обманывают большое число граждан сразу.

Советую гражданам внимательно изучать условия, на которых предоставляется та или иная финансовая услуга и только потом принимать решения о размещении средств.

Можно ли выделить основные тенденции, которые существуют в области финансового обмана?

Многих граждан не устраивает процентная ставка по вкладам в банках, и они ищут, для вложения своих сбережений под более высокий процент, альтернативные банкам места. Этим и пользуются злоумышленники, которые открывают юридическое лицо и дают объявление о приёме денежных средств граждан под очень выгодные проценты (иногда до 25% в месяц). Через некоторое время данная организация исчезает вместе с размещёнными на её счетах денежными средствами граждан. Конечно не все юридические лица, которые привлекают денежные средства граждан, преследуют мошеннические цели. Часть из них действительно инвестируют привлечённые денежные средства в различные проекты, но у них не такие высокие ставки (примерно 5% в месяц) и, как правило, они страхуют возможные риски. Гражданам, которые решили вложить денежные средства минуя банки, советую внимательно изучить порядок работы организации и подумать, реальны ли обещания, уточнить застрахованы ли риски.

Сейчас многие организации предоставляют посреднические услуги при получении кредита, беря с клиента до 10% от запрашиваемой суммы. В действительности же такие организации работают по информационному договору, т. е. фактически оказывают лишь информационные услуги заёмщику. Следовательно, никаких гарантий на получение денежных средств у клиента нет.

Как, по вашему, будут развиваться финансовые услуги для населения и малого бизнеса в ближайшем будущем?

В последнее время наблюдается рост недоверия граждан, например, к банковскому сектору, аналогичные проблемы у страхового бизнеса. Этот фактор значительно сдерживает рост развития сектора финансовых услуг для населения и малого бизнеса. Необходимо решать проблему недоверия граждан к финансовым институтам, принимать законы, обеспечивающие снижение рисков и защиту прав розничных потребителей финансовых услуг. Обеспечение должного уровня прозрачности информации, отсутствия несправедливых условий в договорах и степени защищённости потребителя, будет способствовать повышению спроса на финансовые услуги.

На кого направлены программы повышения финансовой грамотности? Ведь кроме ФПС, на рынке существуют и другие организации, которые заявляют о том, что повышение финансовой грамотности — это их цель и задача…

Существует программа по повышению финансовой грамотности населения. Она ориентирована на несколько групп населения.

Первая группа — это учащиеся старших классов и студенты. Она рассматривается как наиболее перспективная ввиду того, что учащиеся школьного возраста и студенты в среднесрочной и ближайшей перспективе станут экономически активными, а соответственно, столкнутся с проблемой принятия решений в области личных финансов и личной ответственностью за результаты принятых решений. Именно данная целевая группа должна быть наиболее подготовлена к грамотному и эффективному финансовому поведению на рынке, управлению личными финансами, свободно ориентироваться в широком спектре финансовых услуг с минимальными рисками финансовых потерь.

Вторая группа — это активные потребители финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов. При этом основная часть данной группы обладает низким уровнем знаний и навыков в сфере финансовой грамотности, а также недостаточным пониманием своих прав как потребителей финансовых услуг. Данная целевая аудитория наиболее склонна к принятию необоснованных решений, при этом неверные решения относительно использования личного бюджета наиболее болезненно сказываются на их жизненном уровне.

Третья группа — это население старшего возраста. Она характеризуется, в основном, незначительными сбережениями, однако, существенными для её благополучия. Данная группа в наибольшей степени не приспособлена к условиям меняющегося рынка и является наименее грамотной.

Четвёртая группа — это предприниматели, представители малого и среднего бизнеса. Эта группа рассматривается перспективной с точки зрения важности получения знаний в сфере кредитования и эффективных способов накопления инвестиционных ресурсов, управления личными финансами, принятия грамотных управленческих решений с точки зрения минимизации рисков финансовых потерь и финансовой поддержки развития предпринимательской деятельности.

Повышать финансовую грамотность необходимо для того, чтобы каждый человек мог разбираться в сфере финансовых услуг, которые ему предлагаются.

Как оцениваете финансовую грамотность в регионах? Есть различия в региональном срезе?

Проведённые в последние два года социологические исследования показали, что финансовая грамотность в России находится на низком уровне. Лишь небольшая часть российского населения ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Почти половина россиян (49%) предпочитают хранить сбережения дома, а 62% находят финансовые услуги сложными и непонятными.

Россияне обладают низким уровнем знаний об отдельных финансовых продуктах. О системе страхования вкладов осведомлено 45% взрослого населения России. При этом 58% респондентов, информированных о системе страхования вкладов, лишь слышали о её существовании, 33% знают о работе системы в общих чертах и лишь 9% оценили свои знания по данному вопросу как уверенные. Лишь 25% россиян пользуются пластиковыми карточками. При этом у владельцев кредитных пластиковых карт наблюдается низкий уровень осведомлённости о рисках, связанных с данным кредитным продуктом. Только 11% россиян имеют стратегию накоплений на обеспечение старости. Для сравнения — 63% населения в Великобритании имеют финансовую стратегию на период пенсионного возраста.

Несмотря на высокий уровень недоверия населения к финансовым институтам, россияне проявляют интерес к финансовым продуктам и услугам. Так, 33% опрошенных готовы инвестировать свои деньги и заявили, что купили бы акции какой-либо отечественной компании. Одновременно наблюдается рост граждан, которые хотели бы активно участвовать в финансовых рынках, а также желающих получить более подробную информацию об условиях, возможностях и преимуществах услуг, предлагаемых им финансовыми институтами.

Интервью предоставлено компанией Brandhouse

Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.


Новости smi2.ru

Новости партнеров