Игорь Губин, «Цимлянские вина»: «У донского вина большой потенциал»

Еще во времена античности вино занимало особое место в каждом доме. Этот благородный напиток любят и в наши дни. Что происходит с винодельческой отраслью, с какими проблемами сталкивается самый крупный производитель вина на Дону, каких побед достигли наши вина на всемирных выставках — всё это «Городской репортер» узнал у Игоря Губина, генерального директора ОАО «Цимлянские Вина».

— Игорь Викторович, винодельческий завод «Цимлянские вина» имеет большую историю. Считаете ли вы нынешний завод преемником виноделов пушкинских времен?

— Надо сказать, виноделие на Дону возникло более 12 веков назад во времена Хазарского каганата, и этому есть археологические подтверждения, хотя первое упоминание о цимлянских винах датируется 1786 годом. Но дело в том, что во времена Пушкина предприятия как такового не существовало. Было несколько талантливых виноделов, которые трудились у себя в хозяйствах и артелях. Сейчас, конечно, предприятие значительно отличается от производителя в прошлом, но мы приготавливаем вино и старинными способами из сортов винограда, который произрастает только на Дону. Сейчас «Цимлянские вина» активно участвуют в региональных и всемирных выставках, и наши вина занимают достойные места на конкурсах.

— Как оценивают наши донские вина на выставках?

— Сегодня на всемирной винодельческой арене наблюдается интересная тенденция. Традиционные, всем известные вина становятся не так интересны, тогда как аборигенные вина набирают свою популярность. Напитки, приготовленные из донских сортов винограда, — «Цимлянский черный», «Плечистик», «Сибирьковый», «Кумшатский белый» — производят настоящий фурор на международных и российских конкурсах. В прошлом и позапрошлом году на международной выставке были высоко оценены наши игристые вина. Мы решили в этом году выставить тихие. Совсем недавно подобная выставка и конкурс прошли в Лондоне. Там мы взяли три бронзы. Тихими винами занимаемся совсем недавно, и это, несомненно, хороший результат.

 

— Осуществляется ли экспорт цимлянских вин за рубеж? Каким странам полюбилось наше вино?

— Да, мы уделяем внимание и развитию экспорта. У нас есть склад в Литве, на который мы поставляем продукцию. Именно с этого склада вина потом расходятся по точкам продаж на территории всей Европы. Красное сладкое вино, приготовленное старым казачьим способом, очень понравилось японским послам. Мы осуществляем прямые поставки в Японию и Канаду. А международные эксперты вина Vine Masters назвали наше вино вином будущего, потому что потенциал у нас очень большой. Они специально приезжали к нам в Цимлянск, чтобы попробовать вино там, где оно приготовлено. Считается, что этот напиток раскрывается полностью только на своей родине.

— Сейчас вы активно развиваете розничную торговлю. Скажите, пожалуйста, какие преимущества имеют фирменные магазины предприятия перед другими торговыми сетями?

— Да, сейчас мы планируем открыть еще несколько фирменных магазинов. В ближайшее время готовится к открытию магазин в Курске. Всего, согласно нашей стратегии развития сети, будет работать 25 магазинов в городах-миллионниках и в Ростовской области. Сначала мы будем открывать по одному магазину в квартал, затем — по одному в месяц. Мы хотим сформировать франчайзинговый продукт, в который инвестор может вложить около двух-трех миллионов рублей, зная, что через год он получит хорошую прибыль. Преимущества фирменных магазинов, несомненно, есть. Сейчас мы переживаем кризис. Он связан со вступлением России в ВТО. Теперь достаточно дешевые вина зарубежного производителя поступают на прилавки магазинов. В этой ситуации нам трудно конкурировать, может быть, с некачественным, но дешевым продуктом. Сегодня массовый покупатель неразборчив в сортах вина. И обычно потребитель берет с полки только известные ему наименования полусладкого шампанского или красного вина. В фирменных магазинах покупателю всегда смогут помочь с выбором и пояснить особенности определенного сорта. К тому же полный ассортимент «Цимлянских вин» вы сможете увидеть только в фирменных магазинах.

— Получается, что донским виноделам стало сложнее держаться на рынке после вступления в ВТО?

— Да, ситуация несколько изменилась. Я инициировал создание и возглавляю «Союз виноградарей и виноделов Дона». Вступив в эту организацию, винодел может рассчитывать на помощь со стороны других ее членов. Мы хотим вместе добиться от властей, чтобы нынешнее законодательство было изменено. С 1 июля запрещена даже реклама алкогольных напитков. Это больно бьет по местным производителям вин. Хотелось бы небольших послаблений для аборигенных вин, потому что они являются символом Донского края. Также мы очень рады выходу комплексу мер правительства, направленных на поддержку виноделия в России, которые наделят всех маленьких виноделов большими правами. Они смогут открыто продавать свой продукт.

— А много ли в Ростовской области виноделов?

— В Ростовской области малое виноделие фактически находится в упадке: 50% производителей российского вина находятся в Краснодарском крае, и в большинстве своем они используют донские сорта винограда. Если бы правительство Ростовской области создало благоприятный инвестиционный климат для винодельческой отрасли, то и российские, и зарубежные инвесторы с удовольствием выращивали бы виноград и делали вино на нашей земле. Но пока что этого не происходит, а жаль: стоит вспомнить, что самые великие вина Франции сделаны в маленьких хозяйствах. Как правило, там создается лучшее вино, сделанное с душой и под чутким контролем.

— Виноделие — это мужское или женское дело? Сколько рабочих трудится на заводе?

— Сейчас на заводе работает 370 человек. В основном это женщины. Просто женщинам легче выполнять монотонную работу, они более усидчивы. Но всё равно работник должен менять свою деятельность каждые два часа, иначе он быстро устанет от однообразных действий.

— Перед тем как потребитель откроет у себя дома бутылку вина и насладится вкусом, как виноград становится вином?

— Сейчас как раз идет сбор винограда. Технологический процесс для всех сортов вина один, за исключением разных нюансов и особенностей. После того как виноград соберут вручную в большие корзины, его привозят на завод. Потом он очищается, отделяется от кисточки, слегка раздавливается, проходит по трубам, охлаждается до нужных температур. Когда виноград проходит такую подготовку, его помещают в резервуар для пресса. Первые соки винограда, которые получены не прессом, сливаются. Самым лучшим считается вино, которое получено после первого легкого пресса. Сусло отстаивается примерно 24 часа. Потом оно попадает в емкости для брожения. Этот процесс занимает от десяти до двадцати одного дня. Специалисты контролируют температурный режим, постепенно повышая температуру в емкостях до 20 градусов. Затем оно хранится примерно до апреля и разливается по бутылкам. Бутылки укладывают в специальные контейнеры, и так они отдыхают несколько недель. Затем они поставляются к продавцу и завершают свое путешествие на столе потребителя.

— Какое вино нравится лично вам?

— Мои вкусовые предпочтения все время меняются. Совсем недавно мне нравилось вино из Красностопа золотовского. Терпкое мужское вино. В этом году удачным оказалось из Цимлянского черного. До этого я с удовольствием пил Мерло. Понимаете, всё зависит от года. Каждый сезон виноград совершенно разный. То вино, которое было не очень приятным в прошлом году, в этом может заиграть совершенно по-новому.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ЕЩЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ