«Ходите на выставки – это повышает самооценку»: Ирина Ровер о современном искусстве в Ростове-на-Дону

 

Галерея «Ростов» появилась в 2018 году – спонтанно и без долгих раздумий, как рассказывает Ирина. За это время пространству удалось не только реализовать множество непохожих друг на друга проектов, выставок и мероприятий, но и стать неотъемлемой частью жизни города.

— Что такое галерея «Ростов»?

 

— Это современная выставочная площадка, представляющая самых разных художников и культурные мероприятия. Место притяжения в самом центре города, где можно посмотреть выставку или посетить лекцию. 

Кто-то считает, что мы должны определиться и быть галереей современного искусства. Хорошо, а как быть со всем остальным? Художников много, а выставочных площадок — мало. Если бы мы были галереей, нацеленной только на продажи работ, тогда нам стоило выбрать свой стиль. Но мы работаем для горожан, а горожане очень разные. 

Я счастлива, что мы все это делаем, хоть нам и приходится справляться с огромным  объемом работ. Думаю, мы бы заскучали, если делали только выставки — у нас слишком большое желание придумывать что-то классное и масштабное.

Название галереи было выбрано рандомно, но сейчас я рада, что оно именно такое. Кажется, лучше и нельзя было придумать. Мы открылись всего три года назад, но многие наши гости говорят, что уже не представляют Ростов без галереи «Ростов». Да и я тоже, если честно. 

Нам во многом повезло. С расположением галереи, например — это просто какие-то крылья ангела. Пешеходный Соборный — одно из лучших мест для галереи в городе, как мне кажется. Хотя саму улицу, этот безумный тетрис из кадок, урн и лавочек я бы, конечно, поменяла.

 

— Сколько человек входит в команду галереи? 

— Я и Мария Лаэда. В мои обязанности входит создание выставочного плана, отбор работ и договоренности с авторами, Маша занимается арт-менеджментом, логистикой и юридической частью. Все решения мы принимаем вместе, потому что я, например, могу много всего нафантазировать, но нужно же все это качественно реализовать потом.  

— Как происходит отбор художников? Какие у него критерии? 

— Все просто. Либо мы сами находим интересного художника и предлагаем ему выставиться у нас, либо художник обращается к нам. Тогда мы запрашиваем портфолио и выставочный проект, смотрим на количество работ. В основном, мы сотрудничаем с художниками, которые уже признаны в российском и мировом сообществе. 

Признаюсь честно, я не стану выставлять то, что мне глубоко неприятно, даже если художник очень талантливый. Плюс мы общественная площадка и это накладывает ограничения – мы не работаем с темами политики, религии и секса. Недавно мы получили предложение о нашумевшем проекте про экзорцизм, но нет, нашей галерее это не подходит. 

Ирина Ровер // фото: Мария Сафонова
Ирина Ровер // фото: Мария Сафонова

Многие ли ростовчане покупают картины?

— У галереи есть несколько постоянных коллекционеров, но, в целом, ростовчане пока редко покупают картины с художественных выставок. Да и мы – не про продажи. Есть галереи, целенаправленно продвигающие художников и их работы. Мы же занимаемся организацией выставок и популяризацией изобразительного искусства в регионе. 

— Что нужно для развития арт-рынка в Ростове?

— Больше галерей и выставок. Нужно чтобы появилась мода на покупку произведений искусства. Для себя, в качестве статусного подарка, в интерьер и так далее. Нас много лет приучали, что книга — лучший подарок и это действительно так. Картина, выбранная по определенным критериям для конкретного человека — еще лучший подарок. Мы должны привыкнуть к мысли о том, что можно пойти на выставку и купить там картину. 

— У людей есть два повода прийти на выставку – за впечатлением и фото для соцсетей. Вы их одинаково приемлете?

— Все люди разные, у каждого свой уровень подготовки. Даже если чьим-то первым шагом в искусстве будет прийти в галерею и сделать фоточку для сториз – это уже хорошо. За этим обязательно что-то последует. Точка входа в культурные проекты ведь никому неизвестна. Один родился в семье, где с детства водили в музеи и показывали художественные альбомы, а другой был шалтай-болтай и ничего этого не имел. Ну и что ему теперь делать?

Надо ходить на выставки – это поднимает самооценку. Вопрос эстетства и такого хорошего снобизма. Плюс ты становишься более интересным собеседником, когда оперируешь фразами вроде «Пойдемте на выставку» или «я вчера был на выставке, такое говно». Тогда все сразу такие: «Ого, какой он модный, все время на выставки ходит». Человек, говорящий о простых вещах, привлекает гораздо меньше внимания, чем тот, кто рассказывает о посещенных концертах и прочитанных книгах. Даже если читал он просто постик с кратким содержанием книги – все равно к нему уже другое отношение. А если действительно ходишь и читаешь, то как-то себя больше любишь и уважаешь.

— Есть выставка, ставшая визитной карточкой галереи «Ростов», самое памятное событие?

— Наверное, наша первая выставка 2018 года «Ростов-на-Дону: улицы, дома воспоминания». Она самая знаковая. Люди тогда шли нескончаемым потоком, некоторые плакали, узнавая свои дома на работах. 

Еще одна — очень сильная и немножко сумасбродная «Ничего страшного», которая прошла этой весной. Маша получила грант от «Росмолодежи», и мы реализовали его, сделав выставку, посвященную текстовому искусству. Многие писали – мол «Боже мой, неужели кто-то взялся заниматься текстом как визуальным языком в изобразительном искусстве». Ее даже осветил телеканал «Культура». Проект был востребован и в художественной среде, и среди зрителей. У нас же вообще текстоцентричная страна. Писателей мы знаем больше, чем художников, а наши первые рисунки – это надписи на заборах и на асфальте. 

Ирина Ровер // фото: Мария Сафонова
Ирина Ровер // фото: Мария Сафонова

— Как повлиял на вас первый локдаун? 

— Тогда нам было так страшно, что мы затеяли невероятное количество проектов. Например, «Простые разговоры». Смысл был в общении с людьми, обмене переживаниями — типа «Привет, друзья, вы там как?». Хотелось показать, что галерея жива, что мы работаем в рамках доступных нам возможностей: можно смотреть выставку из дома, общаться с художником онлайн. 

Подавали документы на гранты, один из которых впоследствии выиграли. Вели переписку с художниками в стиле: «Привет, когда мы заработаем, готовы ли вы у нас выставиться?». Забили себя рутинной работой, очень многое сделали. Этот страх позволил сосредоточиться, запустить процесс внутренней организации и придумать новые проекты.

 Когда мы делали галерею, у нас не было ни концепции, ни представления о том, какие художники у нас будут выставляться. И локдаун стал для нас возможностью переосмыслить то, куда мы движемся и про что мы вообще.

Любой локдаун или нерабочие дни – это хорошее время для того, чтобы поработать с документами и перепиской, заняться организацией выставок. Это время нужно использовать  для того, чтобы следующие проекты стали еще лучше. 

— Изменилось ли что-то в зрителях и их количестве с того времени?

— Нет, не очень. Раньше приходило очень много людей на открытие, а потом их становилось все меньше и меньше. А сейчас никто не ждет открытия, все приходят в удобное время, то есть стало меньше гостей за одно посещение, но количество людей не изменилось. 

— Влияет ли ковид на развитие культуры?

— Ничего не играет особой роли, если ты хочешь заниматься культурными проектами. Художник – это тот, кто не может не рисовать. Неважно, мир вокруг живет в онлайне или оффлайне. Можно отдохнуть месяц или неделю, но потом все равно придумаешь, что делать, хоть выставку в кармане пальто.

— А как же массовые мероприятия?

— Интернет – наше все.

 — Как появилась последняя перед ноябрьским локдауном этого года выставка «Руками не трогать» и как Ростов ее принял?

— Мы пили кофе с художником Алексеем Андреевым. Я спросила у него, какие книги он любит, а он засыпал меня списком фантастики. С этим жанром у меня провал, поэтому я попросила его написать свой топ десять книг. Первой был «Эдем» Станислава Лема. Я прочитала его и поняла, что нужно сделать выставку про это. Про то, что мы видим мир, но его не понимаем и пытаемся дать определение увиденному, не разобравшись в этом.

Ростовчане – умные и образованные люди. Большая часть гостей пыталась проникнуться работами, а критиковать и рационализировать. Люди смотрели, задавали вопросы. Во время открытия выставки в аккаунте галереи в инстаграме шли бесконечные оповещения об отметках в сториз. Только и было слышно это «смыкт, смыкт, смыкт».

Безусловно, всегда есть работы, которые кому-то не нравятся. Но я уверена, что кто-то плюется и от Ван Гога с Коровиным.

— Какой Ростов?

— Ростов классный. Большой, красивый, интересный, странный. Очень люблю его, несмотря на программу капитального ремонта и вырубленные деревья. Мне кажется, нам крайне необходимы большие деревья, у нас ведь практически не осталось парков. Парк Островского – пожалуй, единственная прогулочная зона, не перенасыщенная киосками с мороженым и прочим. Я люблю общепит, но во всем должно быть чувство меры. Хочется идти по парку с цветами, деревьями и городской скульптурой, а не шагать вдоль заборчиков, ларьков и детских аттракционов.

Быть южной гастрономической столицей неплохо. Но, на мой взгляд, Ростову этого мало. Хочется, чтобы культурных проектов было больше. И это, кстати, постепенно происходит. Например, появился бар «Невинность» с выставочным пространством, новые площадки — D30 и «Вокруг Центр», несколько новых граффити и три больших ярких работы от «каплов» (Couple of Creators – ростовский дуэт уличных художников, прим. редакции). Есть ощущение, что стало больше событий, и это здорово. 

Ирина Ровер // фото: Мария Сафонова
// фото: Мария Сафонова

Есть ли у современного искусства общая тенденция, тренд? Что отличает сегодняшнее искусство от искусства 2010-х?

— Я бы выделила главную тенденцию — доступность художника. Не надо идти на выставку или в галерею, чтобы познакомиться с автором и его работами. Достаточно подписаться на него в социальных сетях, чтобы смотреть и покупать работы или восхищаться его гениальностью в директе.

Плюс теперь еще проще быть коллекционером. Есть авторские тиражные принты, авторские копии, продажи за донаты и просто распродажи, объявляемые художниками. 

Как изменилось искусство за последние десять лет? Так же, как и весь мир. Например, появились картины с дополненной реальностью или работа с NFT (NFT, non-fungible token— вид криптографических токенов, «заменителя ценных бумаг» в цифровом мире – прим.редакции.) в сфере искусства. Почитайте “iPhuck 10” Пелевина, написанный в 2017 году и сравните с происходящим сейчас.

— Кто из современных художников вам близок?

— Когда меня спрашивают о любимых художниках, я всегда теряюсь. Для меня это как подростковая влюбленность. Завидую тем людям, кто может бескомпромиссно сразу назвать имена своих кумиров. 

Видела анонс выставки Норштейна в Москве и думала – «Божечки, он прекрасен»! Какие работы, какие потрясающие образы! Готовлюсь к фестивалю уличного искусства и мечтаю, чтобы к нам приехали Миша Маркер, Максим Има, Арт Абстрактов и Андрей Делай. Перебираю работы Олега Каторгина и тоже мечтаю о его выставке в галерее. Они все классные! В мире очень много хороших художников.

Лучше спросите про писателей, здесь легче определиться. Это Орхан Памук, Станислав Лем, Замятин, Чехов. Недавно читала Лизу Лосеву и влюбилась наотмашь.

— Чего больше в кураторской деятельности – счастья или стресса?

— Как и любая любимая работа — это бесконечные американские горки из стресса и счастья. От «Это полный провал, я полная бездарность» до «Ура, это успех! Мы завоевали вселенную!». Хочется всегда сделать очень много – например, сделать фестиваль уличного искусства «Ничего страшного» круглогодичным. Чтобы одно мероприятие сменялось другим — школа уличного искусства, выставка, фестиваль. В наших глобальных планах Ростов — это город-галерея, город, заполненный изобразительным искусством. 

 


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ

Президент России отметил важность Ростовской области

Президент России Владимир Путин отметил, что важность Ростовской области многократно возросла за последние годы. Такое заявление он сделал в беседе с И.о. губернатора Ростовской области Юрием Слюсарем. «Регион, действительно, вообще важный для Ро...

В правительстве Ростовской области опровергли и подтвердили обыски у экс-губернатора

В пресс-службе правительства Ростовской области опровергли ранее распространенную некоторыми СМИ информацию об обысках на рабочем месте и дома у бывшего губернатора региона Василия Голубева. Об этом сообщает Регнум со ссылкой на пресс-секретаря губе...

Первый снег выпал в Ростове-на-Дону

В Ростове-на-Дону пошел первый снег, сообщают очевидцы. Первый снег шел недолго, медленно срывался и таял на земле. Некоторые очевидцы успели запечатлеть природное явление на камеры своих гаджетов, а потом опубликовали фото и видео в социальных с...

В Ростовской области энергетики восстановили электроснабжение жителей после стихии

Специалисты «Россети Юг» восстановили электроснабжение в пострадавших от шторма регионах Ростовской облсти. Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на пресс-службу компании. Как сообщается, основной причиной нарушения энергоснабжения становился обр...

Юрий Слюсарь назначен и.о. губернатора Ростовской области

Президент России Владимир Путин своим указом назначил главу ОАК Юрия Слюсаря исполняющим обязанности губернатора Ростовской области. Президент подписал указ после личной встречи с новым руководителем региона, сообщает "Коммерсант". Как пишет изда...

«Россети Юг» увеличили количество бригад для устранения последствий циклона на Дону

В филиале «Россети Юг» – «Ростовэнерго» увеличили количество бригад, устраняющих последствия второй волны циклона в Ростовской области. По состоянию на 18.00 в восстановительных работах задействованы 80 бригад энергетиков: 243 человека, 92 единицы с...

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ЕЩЕ НОВОСТИ