//Фото с сайта fonstola.ru

1. В чем дело?

За последний месяц ростовчане написали как минимум две громких электронных петиции — об отмене празднования Дня города из-за крупного пожара в центре и против повышения цен на проезд в общественном транспорте. В кампаниях приняли участие тысячи человек, об этом написали многие местные СМИ. Но реального влияния на проблемы такие обращения, как правило, не оказывают. Часто так случается потому, что петиции составлены неверно или адресованы не тем, кому нужно. Объясняем, как написать петицию так, чтобы она не осталась незамеченной властями.

2. Подумайте, нужна ли ваша петиция, может ли она в принципе что-то изменить?

Самое первое, что нужно сделать, — понять, насколько сложно будет удовлетворить ваши требования и нужно ли это в принципе.

Например, петиция об отмене Дня города и передаче средств пострадавшим от пожара изначально была обречена на неуспех — деньги из бюджета на празднование планируются заранее, власти ищут подрядчиков, заключают с ними договоры не за месяц и даже не за два до даты. Отменять праздник из сочувствия к пострадавшим тоже идея плохая — как же тогда быть с уже оплаченными услугами по украшению города, выступлениями артистов и тому подобным? И вообще, существует такие понятия, как «запланированный бюджет» и «статья расходов», деньги с одной цели перенаправить на другую совсем непросто.

3. Пишите петиции на официальных сайтах

Стоит сразу сказать, что власти при любом количестве участников кампании не обязаны рассматривать петиции, опубликованные на популярной платформе Change.org и подобных сервисах. У многих ведомств существуют свои предназначенные для принятия петиций площадки, и они гораздо эффективнее.

Например, администрация Ростова обязана рассмотреть петицию, размещенную на сервисе “Активный ростовчанин” и набравшую совокупно (“за” и “против” вместе взятых) более 500 голосов в течение не более трех месяцев. При этом проголосовать “за” принятие инициативы должно квалифицированное большинство в 70% пользователей. То есть из 500 голосов “за” должно быть 350 и более. Тогда администрация рассмотрит обращение и опубликует официальный ответ.

Стоит отметить, что за все время существования сайта было принято всего одно решение при 865 опубликованных инициативах. Причина — петиции плохо распространяют, и для того, чтобы проголосовать, необходимо иметь аккаунт на портале госуслуг. Из-за этого обращения не набирают нужное количество голосов.

4. Начинайте кампанию как можно раньше

Нужно понимать, что вся деятельность чиновников в России крайне бюрократизирована, любому принятому решению предшествуют десятки заявлений, экспертиз, разрешений и постановлений. Чем дольше готовят проект, тем сложнее его отменить. Не нужно ждать, пока решения подкрепятся всеми ведомствами и вступят в силу, начинайте кампанию как можно раньше.

5. Адресуйте петицию правильно

Не стоит каждую петицию направлять президенту и правительству РФ. Как правило, чем выше должность чиновника, тем меньше вероятность, что вашу петицию вообще рассмотрят. То же правило действует для ведомств.

Во-первых, для того, чтобы привлечь к решению проблемы федеральные власти, петиция должна набрать очень много голосов. Во-вторых, решать городскую проблему напрямую «сверху» не будут — например, письма, которые поступают в администрацию президента, часто после рассмотрения направляют «по адресу», то есть в ведомство, которое должно (уполномочено) заниматься указанной проблемой. В-третьих, в таких путешествиях петиции часто теряются, и о них забывают.

Перед публикацией петиции разберитесь, кто конкретно занимается описанным вопросом, и обращайтесь к этому человеку или ведомству.

6. Грамотно и четко опишите проблему и изложите свои предложения по поводу ее решения

Чтобы петицию восприняли всерьез как потенциальные сторонники, так и власти, она должна больше походить на официальный документ, чем на эмоциональную жалобу в посте соцсети. Пишите просто, четко и с соблюдением правил пунктуации. Ответьте на главные вопросы: что случилось, почему вас это не устраивает, как предлагаете решить проблему?

7. Помните, что одной петиции мало

Чтобы петиция получила много подписей, публикуйте ее в соцсетях, отправляйте друзьям и в городские группы. Найдите людей, которые будут заинтересованы в решении проблемы так же, как и вы. Для большей эффективности направьте в ведомство электронное письмо, узнайте, когда в нем бывают приемные дни, попробуйте поговорить о проблеме с чиновниками вживую. Кроме того, можно провести одиночный пикет (его согласовывать не нужно) или митинг (согласуйте с властями).

Новости smi2.ru

Новости партнеров