В галерее «Ростов» показали подборку короткометражного французского немого кино под музыкальное сопровождение ансамбля «InEnsemble». С помощью программы жестов дирижеру Антону Светличному удалось импровизировал на ходу – но не на рояле, а «на оркестре». Показ сопровождался мини-лекцией про немое кино в контексте истории кинематографа от организатора мероприятия — Сергея Толстова.

Название проекта посвящено одному из основоположников игрового кино — Жоржу Мельесу. Как рассказал Сергей Толстов, именно Мельес первым увидел в машине братьев Люмьер средство создания первоклассных иллюзий.

«Мельес открыл художественное кино, увидел в нем возможность создавать другие миры. Но немного не до конца эту мысль осознал, подумав, что кино – это продолжение театра. Поэтому в его фильмах всегда присутствует общий кадр, где видно человека целиком и отсутствует монтаж. Получается тот же театр, только более расширенный.

 

Кроме этого, Мельес использовал в работах спецэффекты и монтажные трюки. По сути, именно он создал «художественное кино» в противовес документалистике Люмьеров», — рассказал Сергей Толстов.

«Один день из жизни пары ног» — фильм, в котором показана история похождений – в буквальном смысле – мужских ног. Они встают с кровати, выходят на улицу, выполняют свою работу и идут в кабак, откуда их хозяина выгоняют из-за драки. Дальше эти ноги пытаются занять себя чем-то, влезая в любовную перипетию. Оказывается, всего двух ног может быть достаточно, чтобы рассказать историю целого человека?

«Это поколение режиссеров, которое началось с 1908 года, увидели в камере глаз. Они поняли – куда камера смотрит, такой мир и создается. Этот фильм – пример того, как можно рассказать историю, показывая только ноги. Это такой метафизический вопрос: сколько элементов нужно увидеть, чтобы сложилась какая-то история?», — отметил Сергей Толстов.

Следующим показали «Железные зубы» Леонса Перре с философским подтекстом про молодого фельдшера, выехавшего к больному ребенку и попавшего в неприятную передрягу. Подача в этой короткометражке, по словам Сергея Толстова, совершенно иная.

«Если Мельес – про театр, то Перре – больше про то кино, которое ближе к современному. Начало ХХ века – последний период, когда Франция была лидером кинематографа. С ее киносинтаксисом не могла тягаться даже Америка с голливудским индустриальным подходом. Не могли похвастаться таким классным монтажом, подходом к выбору декораций, работой с сюжетом и сценарием. Всем этим примечателен фильм «Железные зубы», снятый в 1913 году», — комментирует Толстов.

Фильм «Макс боится воды» с козырем в рукаве в виде главного героя – прототипом Антона Лапенко и самым знаменитым кинокомиком до Чарли Чаплина – Максом Линдером.

«Макс боится воды» (1912)

«У Чаплина были кумиры, учителя и те, кем он вдохновлялся. Первый из них – талантливый француз Габриэль Лёвьель, более известный как Макс Линдер. Когда-то бывший суперзвездой кинематографа, он ездил по миру с гастролями и создал свой собственный, узнаваемый и очень нравящийся людям кинообраз буржуазно-безработного денди» — комментирует организатор кинопросмотра.

Герой Линлера занят тем, что ищет себе невесту или просто весело проводит время, попадая в проблемные ситуации. Образ всегда одетого с иголочки черноусого рантье с ослепительной улыбкой, цилиндром, тростью и в классном костюме, был революционным в то время.

«Линдер сделал шаг от физиологического юмора, где шутка была в том, что кого-то, например, толкнули, в сторону более умного юмора, основанного на чертах характера и комедии ситуаций. Когда Макс Линдер стал популярным, он сконцентрировался на этом персонаже и снял порядка 300-400 короткометражек про этого героя. Фильмы назывались «Макс ищет невесту», «Макс нашел невесту», «Макс напился на стойке». Получилось некое реалити шоу, люди забыли, что на самом деле его зовут Габриэль и следили за жизнью Макса, все время ожидая новых историй», — пояснил Сергей Толстов.

«Макс боится воды» (1912)

Предваряя «Механический балет» Фернана Леже, Сергей Толстов отметил особенность: несправедливую формулировку этого вида кино. По его мнению, немое – совсем не значит безмолвное.

«К 20-м годам немое кино стало законченной формой, не нуждавшейся ни в звуке, ни в чем-либо еще. Сам термин, на мой взгляд, не очень удачен – нам кажется, что фильмы чего-то лишены. Но ведь им хватает мимики, жестов и съемки, чтобы мы поняли сюжет. Они законченные, и в этот период это стало понятно всем. Кино стало очень распространенной средой человеческой жизни: образовались киностудии, профессии режиссера и актера», — считает он.

Последний всплеск французского кинематографа– киноавангард. Интересно, что авангард в изобразительном искусстве застал зарождение кино. Но не сразу увидел в кинокамере инструмент для реализации своих идей – для этого понадобилось примерно десять лет.

Потом художники задались мыслью – а почему кино должно следовать классическим нарративам, как литература? Почему обязательно должен быть сюжет, актеры? Почему бы не попробовать отказаться от всего и посмотреть, что возникает при эффекте застывших картинок?

«В результате один из пионеров киноавангарда Фернан Леже снял «кубистский» фильм «Механический балет» без сюжета и действующих лиц. Только ритм, который можно подчеркнуть музыкально, так называемое чистое кино», — рассказал лектор.

«Механический балет» (1924)

Киноряд сопровождал ансамбль современной музыки InEnsemble под руководством Антона Светличного. По его словам, большая часть происходившего под движения на экране – экспромт:  «Трудно в двух словах объяснить, что вы услышали. Была идея попробовать поиграть с помощью системы дирижерских жестов, позволяющих управлять импровизацией музыкантов. Мы решили разнообразить саундтрек, играли разное. В «Железных зубах» сделали электронный саундтрек и присоединялись к нему. Пятый номер – «Механический балет» — был чистой импровизацией. В качестве прототипа мы использовали как сам фильм, его ритм, так и одноименное произведение композитора Джорджа Антейля. Вдохновились его музыкой и постарались частично воспроизвести характер того, что происходит в фильме».

«Механический балет» (1924)

По словам организатора, кинопоказы, как и кино в целом, — не только про сами фильмы.

«Немое кино — совершенно разное, оно интересное. Исследуя появление кино, мы можем проследить, как много людей нужно было, чтобы эта история появилась. Труд физиков, инженеров, театральных режиссеров и режиссеров-художников. То, чем мы любуемся сегодня на больших экранах – продукты коллективного гения. Мы живем в эпоху виртуальной реальности. Я думаю, какая-нибудь технология – мы пока не знаем какая – стрельнет так же, как стрельнуло кино. Кто-то сделает из нее настоящее искусство и большую историю, которую будут обсуждать и помнить», – уверен Сергей Толстов.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.