Экранизация повести Алексея Иванова «Географ глобус пропил» стала триумфатором 24-го «Кинотавра» — она собрала целых четыре награды. Обозреватель «Городского репортёра» Александр Гончаров находится в гуще событий и рассказывает нам о самых интересных моментах конкурса.
Гран-при, призы за лучшую музыку и мужскую роль (образ главного героя Служкина воплотил Константин Хабенский), а также приз жюри кинопрокатчиков — весомый аргумент в дальнейшей счастливой судьбе картины. Ведь, как справедливо заметил в приватной беседе один из мэтров отечественного кинематографа, фестивальный приз — хотя и далеко не истина в последней инстанции, но отличный способ продать «продукт» за хорошие деньги.
Картину на «Кинотавре» ждали. Одни ранее читали произведения Алексея Иванова и давно стали поклонниками этого самобытного автора. Другим интересно было увидеть новую работу режиссера Александра Велединского, запомнившегося ранее лентами «Живой» и «Русское» — по книге Эдуарда Лимонова. А третьи ждали новую работу Константина Хабенского. Отсюда и супераншлаг в день конкурсного показа.
Что и говорить, такие картины — ироничные и умные — пару десятков лет назад высоко ценились отечественной интеллигенцией. Вспомнить хотя бы «Осенний марафон», «Полеты во сне и наяву», «Утиную охоту»…
Эта история появилась в 1990-е, когда Алексей Иванов написал свою книгу. Теперь же, волею режиссера, действие перенесено в наше время. Добавились современные гаджеты, но неизменным остался дух главного персонажа. Как воспримут его появление наши современники?
Неприкаянный и нелепый «Географ…» до сих пор мается в поисках себя, воюет с начальством, тоскует, юродствует и топит свои чувства в алкоголе, тратит золотое время на бессмысленные посиделки с друзьями и сломя голову несется в зигзаг по коварным уральским рекам. Такие найдутся в любом обществе. Но Служкин все же наш, отечественный, и с этим ничего не поделать.
Киносообщество поставило картине высший балл. Зал взорвался овацией, когда председатель Большого жюри Александр Митта назвал обладателя Гран-при. Многие коллеги расценили это как смелый, почти революционный шаг, на который может отважиться только режиссер первого российского фильма-катастрофы «Экипаж».
Единогласно присудив победу мейнстримовскому «Географу…», «Кинотавр» провозгласил торжество зрительского кино над артхаусным, фестивальным.
Крепко прижимая к себе весомые призы, режиссер Александр Велединский с победным видом заявил, что теперь-то он с полным правом будет требовать выхода в прокат собственной версии картины. Дело в том, что существует два варианта — продюсерский и авторский. Разница, как можно догадаться, в хронометраже: продюсерская тройка в составе Валерия Тодоровского, Вадима Горяинова и Леонида Лебедева посчитала некоторые сцены лишними, не добавляющими ничего ни к рассказанной истории, ни к ее персонажам, и взялись за ножницы. По словам Горяинова, за те «лишние» 15 минут зритель успевает заскучать и потерять интерес к происходящему на экране.
Александр Велединский //Фото Александа ГончароваОднако теперь режиссер готов занять непримиримую позицию:
«Черновой монтаж представлял собой трехчасовую картину, потом пришлось сократить ее до двух, и в таком виде она была продемонстрирована на „Кинотавре“. Зрители в кинотеатрах должны увидеть то же самое, без купюр. В сокращенном виде я этот фильм не приемлю. Победа на фестивале даст мне возможность переубедить продюсеров».
Поразил Константин Хабенский. В том, что он получит приз за лучшую мужскую роль, не сомневался на фестивале никто. По общему признанию — это блестящая роль артиста. Очень хотелось расспросить его о нынешней и будущих работах. Но не тут-то было. Похоже, он упорно готовится к съемкам какого-то фильма на спортивную тематику и уже достиг в этом, по единодушному мнению прессы, серьезных успехов. По фестивальному пространству он передвигался не иначе, как бегом. Да так прытко, что ни одному из журналистов не удалось не то что взять интервью — толком сфотографировать артиста.
Константин Хабенский и Алексей Макаров //Фото Александра ГончароваНикакие увещевания представителей «Кинотавра» не помогали: на фестивальные просмотры он заскакивал одним из последних и стремглав уносился восвояси еще при темном зале. Точно такой же трюк он продемонстрировал и в ходе церемонии закрытия. Не отвечая на призывные крики фотокоров, он со статуэткой в руках резво понесся по дорожке и скрылся в дверях гостиницы.
«Ох, уж этот Хабенский…», — в очередной раз вздохнули корреспонденты и двинулись общаться с более сговорчивыми участниками.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.