16 октября в российском кинопрокате стартовал фильм «Weekend» Станислава Говорухина, снятый по мотивам картины «Лифт на эшафот» Луи Малля. Правда, в новой версии с акцента на любовную историю Говорухин переносит внимание на остросоциальность сюжета. Другой вопрос — удается ли ему это?
Впервые фильм был показан еще в 2013 году на Кинотавре. Тогда психологический детектив, снятый в нуарной (черно-белой) стилистике, был принят зрителем холодно, даже со смехом: отдельные сюжетные линии прямо не вязались с современной действительностью и вызывали скорее недоумение, чем сочувствие. Оскорблённый мэтр российского кино (автор таких известных фильмов, как «Ворошиловский стрелок», «Десять негритят») тогда даже грозился уйти из профессии. Но поостыл, убрал спорные моменты, наложил новое музыкальное сопровождение и вот обновленная лента уже стартовала в российских кинотеатрах.
Однако удалась ли работа над ошибками?
Итак, менеджер крупного холдинга Игорь Лебедев (в исполнении Максима Матвеева) под конец рабочего дня сидит в офисе и страшно нервничает. Он просит свою секретаршу (Юлия Пересильд), чтобы его никто не беспокоил, а уже через несколько секунд оказывается снаружи здания, балансируя на небольшом карнизе, и незамеченным пробирается к аудитору фирмы, который поймал нашего героя на крупных финансовых махинациях и грозит разоблачением. Предложенная взятка не вызывает интереса у аудитора. Что еще остается делать несчастному вору, если не убить своего разоблачителя?
Тем же способом он возвращается в свой кабинет, покидает здание, садится в машину, но… важные документы остаются на столе убитого, а их обязательно нужно забрать.
Он, конечно, теряет в спешке ключи, а охранник, конечно, закроет его в здании и выключит свет, пока Лебедев едет в лифте. И главный герой останется один на один в железной коробке со своей виной и неотвратимостью наказания.
Если бы этим исчерпались злоключения главного героя! Но его машину угонит какой-то парнишка (Вячеслав Чепурченко), подберет на одной из улиц Москвы свою подружку (Юлия Хлынина) и отправится прожигать чужие деньги. Вдвоем им удастся не только остановиться в гостинице под чужим именем, но и гулять несколько дней кряду, а затем еще и убить супружескую пару из Швеции — милейших, кстати, людей.
И, конечно, главного героя обвинят в убийстве. Но не в том, которое он совершил, а в том, о котором он даже не имеет понятия.
Сторонники фильма отмечают виртуозную работу оператора картины Юрия Клименко. И впрямь, скучных общих планов в картине не очень много, зато камера откровенно любуется в некоторых эпизодах красотой женского тела (а в фильме, несмотря на пометку «12+», присутствуют постельные сцены), а удачно найденный ракурс огромного железного чрева лифта заставляет почувствовать отчаяние главного героя.
Актёрская игра тоже не вызывает нареканий. Максим Матвеев, которого мы больше привыкли видеть записным красавчиком (например, в «Стилягах»), прекрасно справляется с ролью доведенного до крайнего отчаяния человека.
Следователь в исполнении Виктора Сухорукова получился несколько гротескным — шляпа, плащ (настоящий персонаж комиксов), но настоящим и живым, не лишенным ни человеческих слабостей, ни сострадания. А вот персонаж Екатерины Гусевой вызвал скорее недоумение: бесконечно рыдающая, будто лишенная напрочь способности думать жена главного героя раздражает. И тут вопрос скорее к актрисе, а не к сценаристам.
Казалось бы, прекрасный сюжет, отличный актерский состав и блестящая работа оператора должны обеспечить фильму несомненный успех. Но некоторые моменты вызвали в зрительском зале недоумение и смех.
Например, спутница угонщика, «чистая душа» по мнению самого Говорухина, который признает, что «таких сейчас уже нет, но мне захотелось ее придумать», поёт на пляже русскую народную песню, пока за ней наблюдает умиленная шведская семья. Уж больно пасторальной выходит картинка.
Прямо древнегреческая пастушка, ждущая своего возлюбленного, а не современная эмансипированная женщина. Правильно сказал Говорухин – таких сейчас уже нет.
А чего стоит истеричная жена Жанна, сорвавшая юбилей своему влиятельному брату, которая даже не способна отличить своего мужа от парнишки-убийцы? Главный герой, который выбрасывает свой пистолет именно в том приморском городке, в котором происходит убийство шведов, – это уже даже смешно и глупо, неужели он не нашел другого места?
В общем-то, картина получилась неплохой и довольно атмосферной, но то ли время таких картин в стиле нуар уже прошло, то ли морализаторство режиссера было слишком очевидно для зрителя, но едва ли большая часть публики поймёт и оценит фильм мэтра.
Картина, снятая, по словам самого Говорухина, «исключительно для себя», не оставляет желания посмотреть её вновь. Если только вы не ценитель российского артхауса, конечно.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.