В Ростовской области в марте стартовал проект «УчимЗнаем»: в областной детской клинической больнице открылся учебный класс для детей, которые проходят длительный курс лечения в онкогематологическом отделении. Госпитальные школы уже работают в нескольких регионах страны, чтобы создать на территории больниц полноценную систему обучения для детей, которые долго и тяжело болеют.

Ростовская область стала уже 11-м регионом страны, где запустили такой социальный проект. В Москве он работает с 2014 года на базе школы  109, Российской детской клинической больницы и Федерального центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Проект придумали, чтобы у детей с тяжелыми заболеваниями, которые вынуждены прервать учебу из-за длительного лечения, была возможность получить полноценное образование.

В Ростове обучают детей, находящихся на лечении в онкогематологическом центре, специалисты городского лицея  11. Проект реализуют при поддержке областных Минздрава и Минобра. Координатором в регионе стала педагог и кандидат психологических наук Екатерина Зорина. «В прошлом году на всероссийском форуме для молодых педагогов в Калининграде выступал идейный вдохновитель проекта Сергей Шариков. Мы с ним познакомились, завязалась беседа,  рассказывает Екатерина Зорина.  Я давно работаю в сфере образования, знаю, что когда-то к детям в областной больнице приходили учителя, чтобы ребята не забывали школьную программу. Но потом изменилась структура финансирования и эту практику не смогли продолжать. А сейчас проект возрождается, но уже в новом качестве».

 

Не у всех детей с тяжелыми заболеваниями есть возможность перейти на домашнее обучение, случается так, что они пропускают по целому году обучения и им приходится потом начинать все заново, говорят специалисты.

В областной больнице для ребят сейчас оборудован специальный класс с игровой комнатой для творчества. Но дети не занимаются там постоянно и обязательно все вместе, как в школе: процесс обучения подобран для каждого ребенка индивидуально, с учетом состояния его здоровья и рекомендаций врачей. Поэтому учителя, которые приходят в больницу, часто занимаются с детьми прямо в их палатах. «Когда ребенок попадает в больницу, мы, конечно, в первую очередь советуемся с врачом: когда можно начать непосредственное обучение либо лучше пока начать с психологической поддержки, пригласить его на творческие занятия  на лепку или рисование. С родителями тоже разговариваем: узнаем, где ребенок учился, сколько пропустил»,  говорит Екатерина Зорина.

//фото предоставлено организаторами проекта «УчимЗнаем»

При этом педагоги понимают, что на первом месте  все-таки необходимое лечение, поэтому учебная нагрузка на болеющего ребенка уменьшается по рекомендациям медиков. «К примеру, если в пятом классе на изучение математики отводится восемь часов, то по индивидуальному плану оно может быть сокращено до 23 часов»,  рассказывает Екатерина Зорина.

Как говорит учитель начальных классов Галина Грунина, занимаются педагоги с детьми и лично, и дистанционно, например, по скайпу. «Наши ученики принимают серьезное лечение, поэтому мы четко опираемся на рекомендации докторов. Иногда дети находятся в боксе долгое время, и нам просто нельзя туда заходить,  говорит педагог.  Могу сказать, что дети хотят заниматься  часто даже больше, чем те, которые каждый день ходят в школу. В больнице они находятся в замкнутом пространстве, и каждый собеседник для них важен и интересен. Тем более, что на занятиях они узнают что-то новое. Мои первоклассники всегда ждут меня с нетерпением: они уже начинают волноваться, если я задерживаюсь и стою где-то в пробке по пути к ним».

//фото предоставлено организаторами проекта «УчимЗнаем»

Учебная программа составляется по тем же учебникам, по которым занимаются в школе, отмечает учитель физики и математики Олег Конин. Как и в обычной школе, детям тоже дают домашние задания. «Мы не отрываемся от той программы, которая была у ребенка в школе. Это позволит ему после лечения вернуться в школу, не упустив это время, — говорит Олег Конин.  Кроме того, каждый ребенок гарантированно получает внимание педагога, так как занятия индивидуальные, а не в большом классе. Мы видим, где есть пробелы, и сразу можем их ликвидировать».

Собираются ребята вместе на разных творческих занятиях в игровой комнате: рисуют, лепят, читают книги, в распоряжении детей постарше  настольные игры. Внеурочные занятия  не просто творческие, а тоже наполнены дополнительными знаниями: через настольную игру «Монополия», например, можно рассказать об экономике и обществознании.

//фото предоставлено организаторами проекта «УчимЗнаем»

Оборудование для обучения предоставила компания Samsung: класс оснащен интерактивной доской, планшетными компьютерами. «Мы обеспечены всем необходимым оборудованием, единственное, хотелось бы еще иметь хороший фотоаппарат для занятий по фототерапии,  отмечает Екатерина Зорина.  К 8 марта, например, у нас была акция: к нам приходили визажист, который делал мамам макияж, и фотограф, который потом снимал их вместе с детьми, всем очень понравилось. А к 1 июня мы хотим записать с нашими учениками видеопоздравление для московских ребят».

Современные технологии здесь  это не только средство для подготовки интересных интерактивных уроков, но и часто  необходимость: не всегда в бокс можно зайти с книгой, а планшеты легче продезинфицировать.

Онкогематологическое отделение в ростовской больнице рассчитано на 35 мест, и, к сожалению, оно никогда не пустует. Половина детей, которые сейчас там проходят лечение, — это дошкольники. «18 детей с 1 по 11 класс всегда у нас есть на обучении, а всего за время существования проекта около 40 детей уже приняли участие в наших занятиях и мероприятиях», — рассказывает Екатерина Зорина. Некоторых детей, которые проходят наиболее долгий курс лечения, зачисляют в лицей  11, они, как и положено, проходят аттестацию и переходят в следующий класс. Сейчас таких детей в больнице  шесть. Педагоги сопровождают их в том числе и после выписки из больницы, пока они не смогут выйти в школу.

//фото предоставлено организаторами проекта «УчимЗнаем»

«Родители были рады, когда открылась наша госпитальная школа, благодарили. А некоторые дети уже подтянули свои знания: раньше была тройка по предмету, а сейчас — уже четверка,  отмечает Екатерина Зорина.  Родители говорят, что во время обучения ребенок отвлекается, забывает, что он в больнице». Педагоги, работающие с детьми в больнице, также должны обладать знаниями психологии, считает координатор проекта «УчимЗнаем». В основном дети понимают, что у них серьезные заболевания, могут спросить про смерть, поделиться с учителем своими мыслями. И педагогу нужно быть к этому готовым.

Кроме того, во время болезни особую значимость приобретает любая цель, к которой надо двигаться. Учеба  это тоже всегда цель, которая помогает в этот сложный период. «Как-то мне ребенок в Москве сказал: Если меня учат, значит, я буду жить. Мы эту уверенность поддерживаем»,  говорит Екатерина Зорина.

Сейчас учебный год в школах уже закончился. Но к тем детям, которые много пропустили и которые сейчас находятся в больнице, летом продолжат приходить учителя. Педагоги также будут все каникулы организовывать для ребят внеурочные занятия.

«Развитие госпитальной педагогики очень важно для нас всех,  добавляет Екатерина Зорина.  В перспективе, конечно, хотелось бы, чтобы во всех больницах, где дети находятся на лечении длительно, постепенно появлялась возможность такого обучения».


 


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.