В ТВЦ MAKARONKA прошла лекция звукорежиссера и куратора концертного направления площадки Юрия Арефьева «Темная длань безумия Г. Ф. Лавкрафта».
Говард Филлипс Лавкрафт — писатель 20 века, положивший начало особому жанру литературы фантастики под названием «Лавкрафтовские ужасы». Для него характерен скорее психологический ужас персонажей, столкнувшихся с чем-то непостижимым и неописуемым, чем с вещами из «обычных» ужасов. Сам Лавкрафт относил свои произведения к жанру «космический ужас», в них раскрываются темы космического страха, запретных знаний, безумия, влияния нечеловеческих сущностей на человечество, религии, суеверий, судьбы, неизбежности и рисков, связанных с опасными научными открытиями.
По мнению исследователей, большое влияние на творчество одного из самых известных мастеров хоррора оказывали не личные события, а мир, который он сам сочинил. Сегодня, по словам Юрия Арефьева, важность творчества Лавкрафта в культуре не только не уменьшается, но и постоянно растет.
«Популярность в сети и переиздания книг растут в геометрической прогрессии. Постоянно выходят исследования, статьи, в том числе и связанные с новой этикой, в частности, в силу расистских взглядов писателя», — рассказал он.
По словам лектора, перед знакомством с произведениями автора, нужно учитывать специфичность его взглядов на мир — представителей неевропеоидных рас Лавкрафт открыто считал людьми второго сорта. Однако, как отметил Арефьев, любят его книги не за это. Основным посылом творчества писателя было отрицание антропоцентризма (прим.ред. – философское представление, согласно которому человек — центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий). Для литературы того периода, в котором писатель жил, такие воззрения были достаточно скандальным явлением. Вся литература готического романа, к которой Лавкрафт питал особую любовь, — например, его кумиром был Эдгар По, — подразумевала центральную роль человека в мироздании. Однако в отличие от ее традиций, в которых есть злодей, героиня и герой, который уничтожает зло, и все заканчивается хэппи эндом, в книгах Лавкрафта нет счастливого конца.
«Для Лавкрафта хэппи энд – это нонсенс. Если люди спасаются, то они обязательно сходят с ума. Его герои либо пытаются свести счеты с жизнью, либо умирают в сумасшедших домах», — добавил Арефьев.
Жизнь писателя пришлась на период первой мировой войны, в следствие чего, по мнению лектора, причины для мизантропии (прим. ред – склонность к нелюбви к людям, отчуждение от них) у него имелись.
Но главной особенностью его литературы является перенос центра внимания не на человека и на Землю, а на глобальные вселенские проблемы, невольным свидетелем которых он является. Вся цивилизация нового времени была нацелена на создание культа человека, который познает окружающий мир, преобразует хаос в порядок и раскроет этим тайны мироздания. Это было основным, с чем стремился спорить Лавкрафт в своих произведениях. По его мнению, понимая микроскопическую сущность человека, верить, что он своим разумом объять Вселенную – большое заблуждение.
«Вопрос не в том, что Вселенная непознаваема, а скорее в том, что человек ее не может познать. То, что он видит – это то, что он в состоянии увидеть, а не что происходит на самом деле», — отметил лектор.
Ранее в «Макаронке» прошли лекции Юрия Арефьева о Дэвиде Тибете и Дженезисе Пи-Орридже и цикл «Магия и музыка».
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.