В Ростов из Италии прилетел известный фотохудожник Энцо Розамилья. В Ростовском областном музее изобразительных искусств он представит свою выставку «Сквозь зеркала: Чехов». В январе Энцо Розамилья познакомил со своим искусством таганрогских зрителей, а теперь работы маэстро увидят и ростовчане. Однако, как рассказал в интервью «Городскому репортеру» итальянский фотохудожник, выставка в Ростове дополнится новыми работами.
— Энцо, расскажите, пожалуйста, какие произведения вы представите на выставке в Ростове?
— Ростовчане смогут увидеть серию моих ретроспективных работ разных лет. Произведения созданы мною с помощью уникального метода — это особая техника печати на бумаги Амальфи, которую производят на юге Италии в городе Амальфи по той же технологии, что применяли и в Средневековье. Раньше художники использовали ее для написания акварелей, я же печатаю на этой бумаге фотоизображения. Поэтому мои работы напоминают живопись старых мастеров. В экспозицию вошли произведения из серий «Солнце Помпеи», «Постановки», «Следы» и «На пороге».
Вторая часть выставки — это работы, посвященные творчеству Антона Павловича Чехова, которые и дали название всей выставке — «Сквозь зеркала: Чехов».
— Когда вы впервые создали свои произведения в этой уникальной технике?
— В первый раз я напечатал фотографию с помощью этого метода в 1979 году. Когда мне пришла в голову идея использовать бумагу Амальфи для фотоизображений, я долго выводил химическую формулу специальной эмульсии, позволяющей закреплять фотоизображение на этой бумаге. После печати я декорирую свои работы вручную без использования фотошопа. Таким образом, получается синтез фотографии и живописи.
[quote_center]Я не использую искусственные источники освещения, даже если нужного ракурса и света приходится ждать несколько часов.[/quote_center]
— Вы — единственный человек в мире, который владеет этой техникой. Не задумывались ли вы над тем, чтобы передать ее своим ученикам?
— Конечно! Какие-то вещи я рассказываю своим студентам (Энцо Розамилья преподает фотографию в Художественном лицее города Салерно — прим. автора), но техника — это одно, нужно много лет для собственных экспериментов. Все объяснять очень сложно, нужно работать самостоятельно. Даже если кто-то пробовал освоить этот метод, положительных результатов пока нет.
— Не возникало ли у вас мысли взять себе одного ученика и обучить его вашему методу с нуля?
— Возможно, в будущем я так сделаю. Может быть, как Леонардо да Винчи, открою свою школу (улыбается).
— Чем ваша новая выставка будет отличаться от таганрогской?
— Посетители ростовской выставки увидят расширенную экспозицию, то есть она не будет повторением таганрогской. Например, добавился отдельный тематический блок, который условно можно назвать «Чеховская Италия». Известно, что Чехов бывал в Италии, и особенно ему понравилась Венеция, поэтому я решил представить, как бы выглядели эти места глазами Чехова. Съемки проходили в Италии — Солерно, Неаполь, Венеция. Кроме того, я был вдохновлен Таганрогом, в котором родился Чехов, поэтому есть работы, снятые именно там.
— Как и когда произошло ваше знакомство с Чеховым?
— О Чехове я впервые услышал, когда ходил в школу. В юности я учился в Художественном лицее — там и произошло мое близкое знакомство с этим писателем. Я видел театральные постановки по его пьесам — «Вишневый сад», «Три сестры». Когда я впервые приехал в Россию в 2013 году (у меня здесь проходили две выставки — в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской в Ростове и в частной галерее «Белка и Стрелка» в Таганроге), я посетил все музеи, связанные с именем Чехова. Я был эмоционально взволнован и точно знал, что сделаю серию работ об этом великом писателе.
— Какие впечатления у вас остались от таганрогской выставки?
— Потрясающий успех! Я был счастлив, что столько людей посмотрели мои работы. Но перед выставкой в Таганроге я был озадачен: смогу ли правильно донести свои мысли о Чехове до русского зрителя? Тем не менее, все получилось!
[quote_center]Теперь я приехал в Ростов и хочу как можно больше людей пригласить к сотворчеству.[/quote_center]
— Что вас привлекает в русской культуре?
— Живопись, конечно, — Кандинский, Шагал, Малевич. Кроме того, меня привлекает творчество фотографа Александра Родченко. В литературе, помимо Чехова, конечно, я отдаю предпочтение Толстому и Достоевскому.
— В Ростове вы намерены впервые озвучить заявление о своей новой международной культурной акции. В чем заключается замысел этого проекта?
— После таганрогской выставки я убедился, что россияне очень трепетно относятся к своей культуре. У меня появилась идея пригласить фотографов со всего мира для участия в моем новом проекте «Чехов вокруг нас». Этого писателя знают в любой точке мира. Условия проекта более подробно я собираюсь озвучить на своей страничке в социальной сети «Facebook». Мы планируем пригласить в жюри конкурса известных профессионалов, которые будут отбирать работы. После этого мы устроим большую совместную выставку в Москве. Это очень актуально в Год литературы и 155-летия Чехова.
— Почему проект получил такое название?
— Я увидел Чехова вокруг нас, когда снимал одинокого старика в итальянском городе Рошиньо, который полностью разрушен землетрясением. Этот герой живет в городе абсолютно один. Я увидел в этом старике чеховского героя Фирса, которого хозяева дома в пьесе «Вишневый сад» оставила одного. Самое главное, что я хочу донести, — каждый персонаж Чехова жив, и не только в России. Даже если взять для примера современную политическую ситуацию, которую нельзя назвать простой. Лидеры стран бывшего социалистического лагеря, как и чеховский Хамелеон, могут быстро менять свою позицию, европейские лидеры похожи на Червякова из рассказа «Смерть чиновника», которые трясутся от страха.
[quote_center]Я призываю всех фотографов увидеть Чехова вокруг нас, представить свой взгляд на окружающую нас действительность.[/quote_center]
Фотографы уже могут начинать работать и следить за моей страничкой: там я буду размещать всю самую свежую информацию о проекте.
— Где вы черпаете вдохновение?
— В основном вдохновение приходит ко мне в минуты грусти. В какой-то момент у меня в голове появляется будущая работа целиком — мне остается только воплотить это в жизнь. От задумки до экспозиции произведения проходит где-то два года.
— Какие имена современных фотохудожников вы можете выделить?
— Американский фотограф Ричард Аведон, француз Анри Картье-Брессон, Роберт Мэплторп, Дэвид Гамильтон — великие мастера! Я говорю сейчас именно о художественной фотографии. Хотя другие жанры тоже имеют право на существование — и рекламные, и коммерческие снимки. Но художественная фотография отличается тем, что позволяет разговаривать без слов.
Персональная выставка итальянского фотографа в Ростовском областном музее изобразительных искусств на Пушкинской, 115 будет проходить с 8 по 25 апреля.
[quote_box_center]Энцо Розамилья — итальянский фотограф и художник. Образование получил в неаполитанской Академии искусств. Профессор Розамилья преподает фотографию в Художественном лицее города Салерно. Фотоискусством занимается уже около 50 лет. Разработал уникальный способ, позволяющий закреплять фотоизображение на бумаге ручной работы, произведенной в городе Амальфи (провинция Салерно, Италия) и ценимой художниками несколько веков за особые свойства текстуры. Каждое изображение мастера колорировано вручную с помощью специальных эмульсий, что придает произведению вид живописных работ мастеров Ренессанса. Работы Энцо Розамилья находятся в лучших музеях современного искусства Италии, Франции, Испании, Соединенных Штатов, Бразилии, Кореи, Бельгии, а также в частных коллекциях. Свой метод маэстро держит в секрете.[/quote_box_center]
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.