Елена Колесникова «ВТБ24»: «Развить малый бизнес помогут национальные премии»

Последнее время в Ростовской области становится популярно открывать своё дело. Но, к сожалению, не у всех есть финансовые возможности для развития собственного бизнеса. Благо, что есть специальные кредиты именно для бизнеса малого формата. Обо всех особенностях такого специфического кредитования  «Городскому репортёру» рассказала начальник управления продаж департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24 Елена Колесникова.

Городской репортёр: Елена, расскажите об   уникальных предложениях   ВТБ24 на рынке банковских кредитов для малого бизнеса?

Елена Колесникова: В целом, сам по себе такой продукт, как кредитование малого бизнеса уже не является уникальным. Трудно создать в условиях высоко конкурентного банковского рынка абсолютно уникальный продукт.  Скорее можно реализовать   особую маркетинговую концепцию.  Наше уникальное предложение в том, что мы подходим  к каждому клиенту индивидуально: готовы рассмотреть необычные залоги, интересные сферы деятельности клиентов. Мы не стремимся создать кредитные конвейеры для анализа редких типов бизнеса и готовы учитывать специфику  клиентов МСБ. В банковской практике принято сегментировать клиентов в зависимости от размера бизнеса.  С точки зрения работы с разным сегментом клиентов   у нас действительно много предложений. Например,  клиент – владелец небольшого магазина или его бизнес –шиномонтаж в спальном районе города. Мы предложим его вниманию наиболее простую форму кредита  как физическому лицу. Это кредитные   продукты  «Коммерсант»,  и  «Бизнес-экспресс». Они отличаются по стоимости кредита, по требованию к  залогам. В зависимости от специфики бизнеса клиента сотрудник Банка подберет оптимальный продукт.

 – Предприятия, каких сфер бизнеса являются основными заёмщиками?

 – Самая распространённая сфера бизнеса, конечно, торговля. На втором месте – услуги, и далее –производство. Мы кредитуем практически всех клиентов, у нас нет запретов, ограничений на финансирование по видам деятельности.

 

– А Вы можете вспомнить, какие-нибудь интересные необычные предприятия клиентов?

 -Малый бизнес очень разнообразный и очень интересный. Например, на одном из региональных этапов конкурса для предпринимателей «Бизнес-Успех»,  в номинации «Торговля и услуги» победил Денис Хорошаев. Он отшивает четыре коллекции детской одежды в год на территории Ростовской области, реализует их оптом и развивает собственную сеть розничных продаж. Для меня производство такого полного цикла является интересным и необычным. Было приятно, что Денис является клиентов ВТБ24.

За весь мой банковский опыт больше всего меня поразил клиент, который продавал шмелей. Оказывается каждую теплицу необходимо опылять шмелями и пчёлами. Клиент разводил и продавал этих шмелей и пчёл в специальных коробках.

 – Существует ли возможность получить кредит на создание нового предприятия с нуля, и что для этого необходимо?

 – На данный момент не существует банков, которые готовы выдать кредит на  предприятие с нуля, именно на идею. Есть финансирование на франшизу. Но там жёсткие условия. Если ты проходишь тестирование, то тебе деньги выдадут. Основная проблема отсутствия финансирования стартапов в банках – это  дефицит хорошо проработанных бизнес- идей. Почему выбирают франшизу-  потому что там есть проработанный бизнес-план, расчет среднего чека, есть план, где разместить бизнес, какой средний доход. На все вопросы есть ответы.  Другая проблема в том, что начинающие бизнесмены- стартаперы не умеют эффективно презентовать  банку свои проекты.  Мы рекомендуем стартаперам обращаться к венчурным инвесторам. В России есть отдельная ветка, например, «Опора России», которая поддерживает молодых предпринимателей. Существуют премии, где можно найти инвесторов.

 – Чем программа кредитования малого бизнеса отличается от стандартной?

 – В целом сама банковская система в России молодая. Банки исторически кредитовали предприятия по официальной отчётности. Бухгалтерский баланс – это была единственная вещь, которую банки могли посмотреть у клиента, чтобы сделать вывод насколько его бизнес прибыльный, какая у него ситуация с долгами. Программа кредитования малого бизнеса основывалась на европейском опыте – когда банк анализирует  управленческий учёт. Так как условия ведения бизнеса у нас достаточно специфичны (многие клиенты не все проводят через расчетный счет, некоторые деньги проходят через наличный оборот), то при кредитовании малого бизнеса важно увидеть полную картину то, что есть на самом деле.

 – Какие документы необходимо подготовить клиенту, чтобы получить кредит на развитие малого бизнеса?

 – Документы, которые мы называем правоустанавливающие. То есть документы, которые подтверждают статус юридического лица клиента. Как я люблю говорить клиентам – это те документы, которые у вас уже есть. Затем нам нужно посмотреть выручку, затраты клиента. Соответственно, все эти цифры должны быть подкреплены. Все эти документы у клиента есть, просто он никогда не сводил их в единое целое. Этим сделают за него специалисты банка.

 – Многие банки смотрят на кредитную историю, когда выдают заём. Какова политика банка ВТБ24 на этот счёт?

 – Мы тоже смотрим на кредитную историю. Для нас главное, чтобы кредитная история была качественная. При этом отсутствие кредитной истории не является стоп-фактором при финансировании. Если у клиента есть незначительные задержки при выплате в другом банке, мы всё равно готовы рассмотреть его кандидатуру индивидуально.

 Какую долю кредитование малого бизнеса составляет в общем кредитном портфеле?

 – На первое января 2014 года доля малого бизнеса в кредитном портфеле банка ВТБ24 составила 16,5%. Если говорить о Ростовской области, то объём портфеля кредитов по итогам первого квартала 2014 года тут достиг 5,5 млрд рублей. За это время ВТБ24 выдал кредитов на 412 млрд рублей, тогда как за аналогичный период прошлого года – на 289 млрд.

 – Какими способами государство должно способствовать росту кредитования малого бизнеса?

 – На мой взгляд, государство должно популяризировать малый бизнес среди нашего населения. У нас в стране двоякий имидж у предпринимателя.  С одной стороны, бизнесменом быть круто, если ты успешный. С другой стороны, осталось отношение, как к спекулянтам. Мне нравится такое мероприятие, как «Бизнес-Успех». Это премия для предпринимателей. Если сделать эту премию национальной, то это будет способствовать тому, что предпринимательство будет иметь привлекательный статус.  Сравнивая  опыт зарубежных стран, очевидно,  что  у нас предпринимательство носит уведомительный характер. Ты просто идёшь, регистрируешься как ИП. Не надо ничего доказывать, защищать патенты, создавать определённое количество рабочих мест. Что касается малого бизнеса, то, на мой взгляд, государство никак не препятствует его развитию.  Мне кажется, что если государство будет поощрять предпринимательство премией, то это будет хорошо для развития малого бизнеса. Почему мы знаем иностранных бизнесменов и имеем слабое представление о российских? Интересно услышать  истории от них. Только на  таких премиях можно узнать реальный опыт людей.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ЕЩЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ