Фильмом «Великий Гэтсби» База Лурмана с Леонардо Ди Каприо в главной роли открылся в прошлую среду Каннский кинофестиваль. В российский же прокат картина вышла днём позже.
«Великий Гэтсби» — это экранизация одноимённого романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Что бы там не говорили, романа замечательного. В 1974 году появилась самая знаменитая экранизация произведения американского писателя — «Великий Гэтсби» с Робертом Редфордом в главной роли. Режиссёру нового «Гэтсби» нужно было делать
Баз Лурман — режиссёр «Мулен Ружа» и «Австралии» — известен своей эклектичностью и довольно оригинальным взглядом на вещи. В 1996 году на экраны вышла его лента «Ромео + Джульетта», в которой от Шекспира остался, пожалуй, только текст: в фильме Лурмана действие было перенесено в наше время, а за кадром звучал рок. Такую сборную солянку режиссер сделал и из романа Фицджеральда «Великий Гэтсби». Получилось прекрасно.
Повествование ведёт Ник Каррауэй (Тоби Магуайр), который лечится от депрессии, куда вогнали его нравы эпохи, в которой много пили и ничего не создавали. По просьбе доктора он вспоминает свою жизнь в
Этот самый миллионер — сосед Ника — закатывал самые роскошные вечеринки в своём шикарном замке. И чем дороже кутежи, тем больше слухами обрастала и личность Гэтсби: его почти никто никогда не видел, поэтому таинственного богача называют то шпионом, то убийцей, то героем войны. Но всё это не имеет значения, когда выясняется, что весь этот антураж он создал с единственной целью — для своей возлюбленной Дейзи, которую он не видел пять лет.
«Здесь в каждой идее — ты», — говорит Гэтсби Дейзи, когда они танцуют на его очередной выходящей за грани разумного вечеринке.
Было совершенно очевидно, что автор «Мулен Ружа» превратит экранизацию романа в нечто блестящее, музыкальное, гротескное. Действительно, картина демонстрируется на экранах в формате 3D, всё преувеличено, везде блеск, мишура, сплетни, подслушивание, алкоголь, «свободные нравы», ревущие машины, напоминающие гонки
Есть в фильме и неточности, в том числе и исторические, но сделано это не от незнания или небрежности.
Лурман не претендует на историческую точность: он смешивает, разбавляет, взбалтывает. Поэтому за кадром звучит не джаз (пусть и эпоху называют джазовой), а
хип-хоп . Картинку сопровождают ритмы Jay Z,рок-кавер Джека Уайта и сладкоголосая Бейонсе.
Но на таком необычном и вычурном фоне не теряется и идея фильма: каждый вечер великий Гэтсби всматривается в зеленый огонек, горящий через пролив напротив его дома в особняке, где живет его возлюбленная. Образ Гэтсби в фильме превратился в образ человека, который в полной мере обладает даром надежды.
Но Лурман предвосхитил все замечания и был готов к критике, поэтому он не защищается, а нападает первый.
Поэтому зрителя не покидает ощущение избыточности, чересчурности — такое неправильное с точки зрения русского языка слово лучше всего характеризует атмосферу картины. Подобно главному герою, который заставляет всю гостиную Ника цветами к приходу Дейзи, Лурман всё добавляет и добавляет. Все сцены добиты до конца, каждый фицджеральдовский намёк Лурман раскручивает, обнажает.
Надо быть слепым, чтобы не заметить тот самый перебор, который есть в фильме, и с которым по жизни идет Джей Гэтсби. И удивительно: от этого не тошнит.
Лурман умеет работать с таким материалом, у него всё очень органично получается. Кажется, что всё именно так и должно быть. Театральность, нарочитая условность происходящего чувствуется во всём: в движениях прислуги, костюмах героев и их позах. Взять хотя бы сцену, когда Ник впервые попадает в дом к Бьюкененам: неестественно красиво гуляют по комнате белоснежные занавески, приводимые в движение порывами ветра. Становится популярным в последнее время переносить на экран чисто театральные детали: вспомним хотя бы недавнюю «Анну Каренину» Джо Райта, где действо полностью перенесено на театральную сцену и за кулисы. Довольно удачно, кстати, получилось. В «Великом Гэтсби» некая театральность, на мой взгляд, тоже вполне оправдана.
«Великий Гэтсби» снят очень близко к тексту первоисточника, основная канва повествования не нарушена. Однако все, кто читал роман, почувствуют несоответствие героев романа Фицджеральда и героев фильма Лурмана. Дейзи большую половину фильма кажется очень милой и хорошей женщиной, а Гэтсби — вообще сгусток обаяния и благородства. Не всё так просто, прозрачно и однозначно было в романе прекрасного американского писателя. Литературный источник явно задвинут на задний план, что, надо признать, картине никак не вредит. Просто акценты в фильме Лурмана смещены в сторону отношений Гэтсби и Дейзи, а от эпохи, описанной в романе, в лурмановском «Гэтсби» практически ничего не осталось. Зато актёры со своими ролями справились на «отлично».
Далеко ходить не надо: в сцене первого (полного) появления Гэтсби Леонардо Ди Каприо улыбается так, что пробирает до костей. В комичных сценах, где он, будто школьник, смущается перед приходом Дейзи, он смешон на все 100%; на кадрах, где Гэтсби теряет над собой контроль («вышел из себя»), Ди Каприо убедителен максимально.
Игра Ди Каприо не может потеряться даже в тонне конфетти и центнере блёсток. Хорошо получилось и у Кэри Маллиган: ранимая и лёгкая Дейзи в начале картины и беспечная стерва, разрушающая всё на своём пути, в конце. Отличный ублюдок вышел и из Джоэла Эдгертона, который играл Тома Бьюкенена. Труднее всего оценить работу Тоби Магуайра: в целом, неплохо, видно, что старался, но на фоне остальных явно проигрывает.
Если вам надоело смотреть современные экранизации классики, и если вас раздражают режиссёры, посмевшие поднять руку на святое, то смотреть «Великого Гэтсби» стоит хотя бы потому, что Гэтсби играет Ди Каприо. Магический талант.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.