Две судьбы под одной крышей

В Ростовском музее изобразительных искусств состоялся творческий вечер, посвященный выдающимся мастерам XX века — художнику Михаилу Шемякину и поэту Владимиру Высоцкому, их дружбе и жизненному пути.

Этот вечер стал настоящим синтезом двух, на первый взгляд, совершенно разных культурных событий Ростова, которые послужили поводом для встречи: недавнее открытие выставки картин Михаила Шемякина и скорое открытие памятника Владимиру Высоцкому.

«Совершенно удивительно сложилось: в одном городе проходят два совершенно разных события: отдельно выставка Шемякина, отдельно памятник Высоцкому, но всё же определённый „метафизический синтетизм“ прослеживается», — говорит коллекционер Валерий Рязанов-младший, без которого бы, пожалуй, выставка не состоялась.

Перед началом вечера в зале играли песни Высоцкого со старых виниловых пластинок. Людей в зале было достаточно мало: кто-то из них мельком просматривал картины на стенах, переходя от одной другой, кто-то шёпотом переговаривался в углу, а кто-то уже просто занял место в зале. Все ждали начала.

Начался вечер с рассказа о творчестве самого Шемякина, чьи работы и представлены на выставке. Для творчества художника характерна карнавальность, обращение к гротеску, фантасмагории, маскараду, его картины населены масками и марионетками. На первый взгляд работы Шемякина весёлые и смешные, но если смотреть чуть глубже, в них обнаруживается мрак и боль. Его работы можно описать выражением: «Чтобы зритель увидел, он должен услышать». Шемякин — именно тот художник, который требует от зрителей знания того языка, на котором он пишет, чтобы зрители могли считывать с его картин всю заложенную в них информацию.

Коллекционер Валерий Рязанов-младший по крупицам собирал работы Шемякина в течение многих лет, начиная с 90-х годов, когда впервые увлёкся творчеством художника. Какие-то картины были куплены им лично у Шемякина, а какие-то приобретены в Париже. Сейчас собралась большая коллекция, которой каждый может позавидовать.

Среди работ, представленных на выставке, можно увидеть картины из известных серий: «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Чрево Парижа», «Философия моря», иллюстрации к книге «Звери Святого Антония», некоторые портреты. Но особое место на этом творческом вечере отводится альбому с литографиями, написанными на стихи и песни Владимира Высоцкого. Тексты стихотворений прописаны рукой самого Шемякина и представлены в паре с гравюрами. Валерий Рязанов особенно выделяет стихотворение «Гербарий», которое Владимир Высоцкий, по словам коллекционера, написал во время пребывания в психиатрической лечебнице.

На этом вечере нельзя было не рассказать и о самой встрече Владимира Семёновича с Шемякиным. А познакомились они в Париже в далёком 1974 году, благодаря Михаилу Барышникову, который сам это знакомство и устроил. Шемякин после этого вспоминал, будто знал Владимира много лет — такими близкими по духу были эти два человека, две яркие личности, которые, кажется, просто не могли не встретиться и не найти общий язык.

Во второй половине вечера Людмила Скворцова, режиссёр Дон-ТР, стоявшая во главе инициативой группы по созданию памятника Высоцкому в Ростове-на-Дону, рассказала, про долгий путь к установлению памятника, который занял несколько лет. Также в несколько этапов проводился конкурс эскизных проектов памятника Высоцкому.

«От некоторых работ у меня было впечатление, что люди знали о Владимире Семёновиче что-то верхами. Что-то полистали, что-то где-то посмотрели о нём и создали памятник», — делится Людмила Скворцова.

Поэтому совершенно неудивительно, что победителем конкурса стал известный ростовский скульптор Анатолий Скнарин. Именно ему удалось запечатлеть поэта таким, каким его знали современники. Открытие памятника Владимиру Высоцкому в Ростове состоится 25 июля в 11 часов возле «Дома кино» на улице Пушкинской.

Завершили творческий вечер два известных ростовских барда — Сергей Рухленко и Давид Экизов, которые по очереди исполняли зрителям свои любимые песни Владимира Семёновича: «Если друг оказался вдруг», «Цыганочка», «Я не люблю фатального исхода…».

Вечер уже завершился, а зрители все не спешили расходиться. Теперь они всё «услышали» и уже могли «увидеть» картины другими глазами. Ещё долго многие посетители разглядывали работы Шемякина. Уже не мельком, а вдумчиво вглядываясь в каждую деталь. А фоном продолжали играть песни Владимира Семёновича со старых пластинок.

»crosslinked«

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...