Ростовский Театр 18+ готовится к открытию четвертого сезона. 10 и 16 октября театр представит первую премьеру — спектакль «Fucking Amal» московского режиссера Донатаса Грудовича. Эту постановку уже показывали на разных площадках в Москве, и теперь «Fucking Amal» сыграют ростовские актеры. Спектакль Донатас Грудович поставил по одноименному сценарию шведского кинематографиста Лукаса Мудиссона: его фильм 1998 года, вышедший в России под названием «Покажи мне любовь», рассказывает историю девушек из маленького провинциального городка Омоля. Актер театра и кино, автор акций, перформансов, пьес и спектаклей Донатас Грудович рассказал «Городскому репортеру», какие темы привлекают его в творчестве Мудиссона, как отреагировал шведский режиссер на постановку «Fucking Amal» и что такое физикл-театр.
— Донатас, расскажите, как получилось, что вы ставите «Fucking Amal» в Театре 18+?
— Юрий Муравицкий — художественный руководитель этого театра и мой однокурсник: мы вместе учились в Центре им. Мейерхольда в Москве. Ему понравился мой проект «Fucking Amal», который я начал делать около пяти лет назад: он с большим интересом отнесся к этому спектаклю и позже предложил поставить его к открытию нового сезона в Театре 18+. Я очень обрадовался — давно хотел поехать куда-нибудь в регионы, тем более что это юг. В основном я работаю в Москве или Санкт-Петербурге, но мне нравится ездить по городам России. И Ростов мне понравился: он похож на старую Москву начала 20 века. Наверное, поэтому москвичам нравится этот город.
— На каких площадках в Москве вы показывали свой спектакль «Fucking Amal»?
— В Москве мы показывали этот спектакль на нескольких площадках. Первый раз представили его публике на дизайн-заводе «Флакон». Театра там не было никогда, и этот проект зародился с подачи тогдашнего руководителя «Флакон space» Олега Гончарова. До этого я работал в основном как актер. Потом мы сыграли «Fucking Amal» в редакции портала Look at me, и проект приостановился, но через какое-то время я восстановил его с Театром им. Йозефа Бойса. Показывали спектакль в Театре.doc и в доме Наркомфина, когда там существовала наша арт-коммуна: мы жили в полузаброшенном доме, делали там неформатные вечеринки, выставки, перфомансы. Именно тогда я увлекся современным искусством и contemporary dance.
Я посылал Лукасу Мудиссону ссылку на видеозапись спектакля. Он, конечно, ничего не понял по-русски, но я уверен, текст он знает наизусть. Он ответил мне, что ему очень приятно, что этот проект продолжает существовать в новом качестве — этого он даже не предполагал. Мы хотели показать Мудиссону наш спектакль в Перми в рамках фестиваля «Текстура»: шведский режиссер должен был провести там мастер-класс, но приехать у него не получилось.
[quote_center]Зато был его оператор. Он смотрел «Fucking Amal» и очень смеялся.[/quote_center]
— Ваш спектакль — это больше адаптация фильма «Покажи мне любовь» или сценария Мудиссона?
— Мы многое изменили, можно сказать, что от фильма там почти ничего не осталось. Мы сместили ракурс со стандартного восприятия этого материала. Тема человека, который хочет уехать в надежде найти где-то что-то лучшее для себя, — скорее не из фильма, а из сценария. Нам всегда кажется, что мы находимся не там, где все происходит. Интересно исследовать этот симптом. Еще одна тема — люди не могут проводить свой досуг. Максимум, что может молодежь, — напиться, нанюхаться, пойти подраться, ну, в клуб сходить. Без особой фантазии. Вряд ли кто-то так часто ходит в библиотеку или в театр. Возможности провести время можно по пальцам пересчитать.
— В каком жанре поставлен спектакль?
— Этот жанр называется физикл-театр — пластика, построенная на ассоциациях. Когда ситуация на сцене порождает вторые, третьи планы. Ты видишь за фасадом текста более глубокие мысли. Ракурс восприятия всегда разный: можно посмотреть как соседка из окна, а можно как космонавт. Физикл-театр — это не форма ради формы, а передача некоторого закодированного содержания.
По сути, мы делаем проект о фатальности человеческой жизни, это такая сказка для взрослых. Что-то среднее между современной «Синей птицей» и «Сказкой о потерянном времени».
[quote_center]А вообще, это простая человеческая история: люди хотят любить, но не умеют.[/quote_center]
Жесты актеров в физикл-театре бытовые и узнаваемые, но ты подсознательно видишь еще какие-то закодированные смыслы, помимо явных. Еще могу сказать, что у нас используются приемы саспенса, характерного для жанра триллера, когда напряжение рождается за счет непрерывного томительного ожидания. Только у нас это триллер обычного дня: ты ждешь, что что-то случится — а ничего не происходит.
— Насколько физикл-театр распространен сейчас?
— Мне кажется, это будет набирать популярность. В Москве и Питере есть такая тенденция, этим, например, занимаются ребята из театра танца «Цех». Смысловой код каждого движения в физикл-театре относит зрителя к какой-то узнаваемой ситуации. Но она не подается буквально. Это напоминает азиатские танцы, когда танцоры передают легенду через язык тела.
— Какие еще приемы вы используете в постановке?
— В спектакле мы использовали стихи Мудиссона. Мне он очень нравится как поэт. Его стихи превратятся у нас в песни. Поэзия Мудиссона в чем-то порочна и мрачновата, но мы старались сделать спектакль совсем немрачным, а скорее даже развлекательным — как скетч-шоу или сериал-ситком. Длительность одной сцены — не больше 40 секунд.
— Какие изменения вы внесли в спектакль, который ставите в Театре 18+?
— Конечно, спектакль в Ростове будет отличаться от московского — актеры другие. Когда ты приходишь в новое место, знакомишься с людьми, ты не можешь не обращать на это внимания и подстраиваешься под ситуацию, сложившиеся обстоятельства. Мне кажется, местные актеры лучше чувствуют это историю, потому что живут не в столице. Все люди в какой-то момент хотят переехать, потому что видят все свои проблемы в городе, в котором они живут. Я общался со многими, и мне говорили, что это характерно и для Ростова.
— А когда вы заинтересовались режиссурой?
— Я не могу назвать себя режиссером. Просто в какой-то момент я увлекся современным искусством. Это произошло лет 5–6 назад, когда художник Миша Most привел меня в дом Наркомфина. Я больше художник, чем режиссер. Визуальная, образная сторона дела меня всегда больше привлекала. Сначала я начал делать перфомансы, шоу, писал электронные мюзиклы. Кстати, перед премьерой «Fucking Amal» в Ростове мы будем делать выставку и организуем здесь музыкальное выступление — будем петь мои электронные мюзиклы. Это будет вечеринка-концерт, предваряющая премьеру.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.