Донатас Грудович: «Физикл-театр открывает для зрителя закодированное содержание»

Режиссер и актер — о своей новой постановке в Театре 18+

Донатас Грудович // фото из личного архива Д. Грудовича

Ростовский Театр 18+ готовится к открытию четвертого сезона. 10 и 16 октября театр представит первую премьеру  спектакль «Fucking Amal» московского режиссера Донатаса Грудовича. Эту постановку уже показывали на разных площадках в Москве, и теперь «Fucking Amal» сыграют ростовские актеры. Спектакль Донатас Грудович поставил по одноименному сценарию шведского кинематографиста Лукаса Мудиссона: его фильм 1998 года, вышедший в России под названием «Покажи мне любовь», рассказывает историю девушек из маленького провинциального городка Омоля. Актер театра и кино, автор акций, перформансов, пьес и спектаклей Донатас Грудович рассказал «Городскому репортеру», какие темы привлекают его в творчестве Мудиссона, как отреагировал шведский режиссер на постановку «Fucking Amal» и что такое физикл-театр.

 Донатас, расскажите, как получилось, что вы ставите «Fucking Amal» в Театре 18+?

 Юрий Муравицкий  художественный руководитель этого театра и мой однокурсник: мы вместе учились в Центре им. Мейерхольда в Москве. Ему понравился мой проект «Fucking Amal», который я начал делать около пяти лет назад: он с большим интересом отнесся к этому спектаклю и позже предложил поставить его к открытию нового сезона в Театре 18+. Я очень обрадовался  давно хотел поехать куда-нибудь в регионы, тем более что это юг. В основном я работаю в Москве или Санкт-Петербурге, но мне нравится ездить по городам России. И Ростов мне понравился: он похож на старую Москву начала 20 века. Наверное, поэтому москвичам нравится этот город.

 

 На каких площадках в Москве вы показывали свой спектакль «Fucking Amal»?

 В Москве мы показывали этот спектакль на нескольких площадках. Первый раз представили его публике на дизайн-заводе «Флакон». Театра там не было никогда, и этот проект зародился с подачи тогдашнего руководителя «Флакон space» Олега Гончарова. До этого я работал в основном как актер. Потом мы сыграли «Fucking Amal» в редакции портала Look at me, и проект приостановился, но через какое-то время я восстановил его с Театром им. Йозефа Бойса. Показывали спектакль в Театре.doc и в доме Наркомфина, когда там существовала наша арт-коммуна: мы жили в полузаброшенном доме, делали там неформатные вечеринки, выставки, перфомансы. Именно тогда я увлекся современным искусством и contemporary dance.

Я посылал Лукасу Мудиссону ссылку на видеозапись спектакля. Он, конечно, ничего не понял по-русски, но я уверен, текст он знает наизусть. Он ответил мне, что ему очень приятно, что этот проект продолжает существовать в новом качестве  этого он даже не предполагал. Мы хотели показать Мудиссону наш спектакль в Перми в рамках фестиваля «Текстура»: шведский режиссер должен был провести там мастер-класс, но приехать у него не получилось.

[quote_center]Зато был его оператор. Он смотрел «Fucking Amal» и очень смеялся.[/quote_center]

 Ваш спектакль  это больше адаптация фильма «Покажи мне любовь» или сценария Мудиссона?

 Мы многое изменили, можно сказать, что от фильма там почти ничего не осталось. Мы сместили ракурс со стандартного восприятия этого материала. Тема человека, который хочет уехать в надежде найти где-то что-то лучшее для себя,  скорее не из фильма, а из сценария. Нам всегда кажется, что мы находимся не там, где все происходит. Интересно исследовать этот симптом. Еще одна тема  люди не могут проводить свой досуг. Максимум, что может молодежь,  напиться, нанюхаться, пойти подраться, ну, в клуб сходить. Без особой фантазии. Вряд ли кто-то так часто ходит в библиотеку или в театр. Возможности провести время можно по пальцам пересчитать.

 В каком жанре поставлен спектакль?

 Этот жанр называется физикл-театр  пластика, построенная на ассоциациях. Когда ситуация на сцене порождает вторые, третьи планы. Ты видишь за фасадом текста более глубокие мысли. Ракурс восприятия всегда разный: можно посмотреть как соседка из окна, а можно как космонавт. Физикл-театр  это не форма ради формы, а передача некоторого закодированного содержания.

По сути, мы делаем проект о фатальности человеческой жизни, это такая сказка для взрослых. Что-то среднее между современной «Синей птицей» и «Сказкой о потерянном времени».

[quote_center]А вообще, это простая человеческая история: люди хотят любить, но не умеют.[/quote_center]

Жесты актеров в физикл-театре бытовые и узнаваемые, но ты подсознательно видишь еще какие-то закодированные смыслы, помимо явных. Еще могу сказать, что у нас используются приемы саспенса, характерного для жанра триллера, когда напряжение рождается за счет непрерывного томительного ожидания. Только у нас это триллер обычного дня: ты ждешь, что что-то случится  а ничего не происходит.

 Насколько физикл-театр распространен сейчас?

 Мне кажется, это будет набирать популярность. В Москве и Питере есть такая тенденция, этим, например, занимаются ребята из театра танца «Цех». Смысловой код каждого движения в физикл-театре относит зрителя к какой-то узнаваемой ситуации. Но она не подается буквально. Это напоминает азиатские танцы, когда танцоры передают легенду через язык тела.

Перфоманс с участием Донатаса Грудовича // фото из личного архива Д. Грудовича
Перфоманс с участием Донатаса Грудовича // фото из личного архива Д. Грудовича

 Какие еще приемы вы используете в постановке?

 В спектакле мы использовали стихи Мудиссона. Мне он очень нравится как поэт. Его стихи превратятся у нас в песни. Поэзия Мудиссона в чем-то порочна и мрачновата, но мы старались сделать спектакль совсем немрачным, а скорее даже развлекательным — как скетч-шоу или сериал-ситком. Длительность одной сцены  не больше 40 секунд.

 Какие изменения вы внесли в спектакль, который ставите в Театре 18+?

 Конечно, спектакль в Ростове будет отличаться от московского  актеры другие. Когда ты приходишь в новое место, знакомишься с людьми, ты не можешь не обращать на это внимания и подстраиваешься под ситуацию, сложившиеся обстоятельства. Мне кажется, местные актеры лучше чувствуют это историю, потому что живут не в столице. Все люди в какой-то момент хотят переехать, потому что видят все свои проблемы в городе, в котором они живут. Я общался со многими, и мне говорили, что это характерно и для Ростова.

 А когда вы заинтересовались режиссурой?

 Я не могу назвать себя режиссером. Просто в какой-то момент я увлекся современным искусством. Это произошло лет 56 назад, когда художник Миша Most привел меня в дом Наркомфина. Я больше художник, чем режиссер. Визуальная, образная сторона дела меня всегда больше привлекала. Сначала я начал делать перфомансы, шоу, писал электронные мюзиклы. Кстати, перед премьерой «Fucking Amal» в Ростове мы будем делать выставку и организуем здесь музыкальное выступление  будем петь мои электронные мюзиклы. Это будет вечеринка-концерт, предваряющая премьеру.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.