Дочки-матери

Новый старый Альмадовар и его «Джульетта»

Фото с сайта: filmz.ru

4 августа на российские экраны вышло новое творение испанского режиссера Педро Альмадовара  «Джульетта». Фильм снят по мотивам трех рассказов канадской писательницы Элис Манро  «Случай», «Скоро» и «Молчание».

Альмадовар остается верен женской теме. Почти все основные персонажи  дамы. В этот раз, казалось бы, обычные. Не трансгендеры, как Вера («Кожа, в которой я живу»), не псевдогермафродиты, как Радость и Лола («Все о моей матери»), не лезбиянки, как Кристина («Кожа, в которой я живу»). Дочь главной героини Джульетты Антия пропала без вести двенадцать лет назад. Джульетта возвращается в Мадрид, где вспоминает все произошедшее за последние тридцать лет.

В центре внимания  не связь мужчины и женщины, как в большинстве предыдущих работ режиссера. Нет здесь и атипичных отношений типа «мучитель  жертва», которые являются стержневыми в картинах «Кожа, в которой я живу» и «Свяжи меня». В «Джульетте» главное  дружеские узы и отношения между членами семьи. Все как можно больше приближено к нормальному: стандартные семейные отношения, ординарные любовные привязанности, неизбежные проблемы отцов и детей.

 

m_F_LGx5c-o

Фильмов о родителях и отпрысках немало. Но картины, показывающие, насколько связь матери/отца и ребенка может быть сложной и неоднозначной, пересчитываются по пальцам. Антия помогает Джульетте выйти из глубочайшей депрессии, буквально спасает ее. Именно дочь в сложившейся ситуации берет на себя роль матери. Однако, проявляя заботу, решая проблемы родителя, Антия не открывает настоящего к ней отношения. Она винит мать в том, с чем теперь они обе вынуждены справляться. В свою очередь, чуть позже Джульетта проходит через градацию от непонимания и огорчения до ненависти.

la3nRm45vd0

По сложности изображаемых эмоций «Джульетту» можно сравнить с работой Терренса Малика «Древо жизни». Главный герой Джек уважает своего отца и благодарен за некоторые жизненные уроки. Но сюда же примешиваются растерянность, страх и злость.

Почти всех героев «Джульетты» разрывают два чувства  вина и жажда гармонии. Причем они винят не только себя, но и близких. За грехи, по словам одной из героинь, все расплачиваются. В качестве платы  смерть, разлука или болезнь.
В фильме нет необычных сюжетных решений, характерных для работ Альмадовара. Однако несмотря на отсутствие динамики в действиях и сюжетных поворотах, фильм не кажется пустым и скучным. Ставка сделана на эмоциональную составляющую.

Интрига в картине возникает за счет сложности и многогранности чувств. Зритель не ждет, что герой будет делать. Ему интересно, что герой будет чувствовать.

На это играет и атмосфера каждого эпизода. Отсюда усиленная цветовая экспрессия: зеленая стена на баскетбольной площадке, желтые обои в квартире, оранжевая отделка в купе поезда. Почти в каждом кадре есть детали либо красного, либо синего цветов: сине-красное дерево на открытке Авы, одежда Джульетты, алая татуировка Хуана, вишневый костюм Беа и т. д. Много геометрии, особенно в одежде главной героини в молодости. Режиссер играет, сочетая цвета и природу. В качестве примера эпизод, где мать Джульетты стоит в бирюзовом шелковом платье рядом с виноградной лозой. Другой подобный кадр: алый автомобиль на серпантине в окружении хвойных деревьев.

Несмотря на то, что картина в первую очередь о семье, Альмадовар не отказывается от изображения эротизма. Правда, делает это осторожно, будто боится переборщить. В картине нет детализованных, тщательно продуманных откровенных сцен. Здесь только намеки: отражение двух тел в окне вагона или же съемка только верхней части тела актеров. Режиссер дает понять что в этот раз главное  не страсть.

Другие два лейтмотива, кроме ярких цветов и эротики,  это вода и античность. На них сходится жизнь Джульетты. Героиня живет у моря, преподает литературу и мифологию в университете. По вечерам она рассказывает античные мифы подруге. Даже дочь она называет Антией. Эти два мотива в фильме постоянно переплетаются. В одном эпизоде Джульетта объясняет студентам значение древнегреческого слова pontos на примере «Одиссеи». В другом  волны, над которыми героиня развевает пепел, напоминают Сциллу и Харибду.

N6jZL1yzlo4

Финал остается открытым. Но при этом у зрителя нет возможности придумать альтернативные завершения истории. Создавая иллюзию выбора, Альмадовар все же не скрывает, что исход может быть только один. Счастливый.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.