
Отечественный фильм Андрея Прошкина «Орда» — это глубокая эмоциональная картина, буквально сотканная из бытовых сцен. В ней рассказывается о хане Джанибеке, который пытается излечить свою мать Тайдулу от слепоты. Попытки колдунов и целителей остаются тщетны, и хан вызывает из Московского княжества митрополита Алексия, который в связи с обострившимися отношениями с Ордой вынужден ехать в Сарай-Бату и сотворить чудо…
Для режиссёра Андрея Прошкина историческая драма — жанр новый. До этого он снимал лишь частные бытовые истории — «Солдатский декамерон», «Апельсиновый сок», «Миннесота». Однако нельзя сказать, что эта картина не смогла охватить весь пласт жизни Орды XIV века.

Замысел режиссёра понятен: чудо необходимо выстрадать. И митрополиту Алексию (Максим Суханов) прекрасно удалось воплотить образ мученика в картине. Чего стоят одни молитвы героя, заставляющие зрителя поверить старцу, сострадать ему, переживать вместе с ним.
днако сцена, где митрополит Алексий пытается сжечь себя, вызывает много вопросов. Появляется ощущение, что старец делает это не как Иисус, принимающий боль за другого (как, очевидно, задумывалось), а как человек, потерявший всякую надежду. Это была не жертва, а высшая точка отчаяния.
Нельзя не отметить и замечательную игру заслуженной артистки РФ Розы Хайруллиной (ханша Тайдула). В картине она не просто мать хана, а воплощение ордынской власти. Её игра сдержана и выверена. Движения резки подобно мужским. Кроме того, ханша Тайдула единственная кто понимает, что Орда обречена. Наверное, именно поэтому весь её образ столь драматичен.
Дополнительные сюжетные линии в фильме практически отсутствуют. Здесь нет ни интриги борьбы за власть, ни любовной истории. Фильм протекает вяло и немногословно. Но в данном случае это, скорее, оправданно. Наличие продуманного фона картины (грязь, голод, жестокость) и ярких бытовых сцен (будь то трапеза хана или выступления колдунов), не позволяют зрителю оставаться безучастным.

Фильм порадовал отличной операторской работой. Особенно удались общие планы всадников и пейзажные кадры столицы Орды. Музыка с восточными мотивами соответствовала сценам. Шикарные декорации и костюмы были органично подобраны, исторически достоверны.
В качестве минуса можно отметить некоторую незавершённость фильма. Осталось ощущение недосказанности: почему Бог не хочет, чтобы правил сын хана Джанибека? Как он погиб? Кроме того, в конце картины Тайдула берет лошадь и скачет в темноту. Что это: бунт против постоянных убийств в борьбе за власть или просто горе матери, уставшей терять своих детей? И что, наконец, стало с митрополитом?
Кстати, картину уже оценили на Московском международном кинофестивале, где «Орда» получила призы за лучшую режиссёрскую работу и лучшую женскую роль.
Однозначно, картину Андрея Прошкина «Орда» посетить стоит. Особенно людям, не останавливающим свое внимание на плюсах — минусах фабулы, исторической неточности в изображении, а смотрящим несколько глубже. Этот фильм не даёт ответы на интересующие вопросы, он задаёт новые. Поэтому, думающие люди, эта картина именно для вас.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.