Профессиональное балетное образование появилось в Ростове-на-Дону в 2002 году, а своё собственное помещение хореографическое отделение в Ростовском колледже искусств получило в 2012 году. Это единственное в регионе учебное заведение, которое готовит профессиональных артистов и преподавателей балета. О том, что такое балетное образование сегодня, какими качествами надо обладать, чтобы стать хорошим артистом, рассказали руководитель хореографического отделения Ростовского колледжа искусств Альберт Загретдинов и художественный руководитель отделения, заслуженная артистка РФ Елизавета Мислер.

– Почему дети приходят учиться балетному искусству?

Елизавета Мислер: Причины могут быть самые разные. Кто-то видит красивую картинку балет. И хочется этому научиться. Большинство детей, которые сюда приходят, обладают природным эстетическим вкусом. Они воспринимают красоту иначе, чем другие.

Но есть и такие, которых приводят родители. Вот спят и видят мамы и папы своего ребенка артистом балета. А ребенка никто и не спрашивал, у него нет отклика на занятие балетным искусством. Наша работа сложна тем, что мы психологически работаем не только с детьми, но и с их родителями. Когда мы видим, что ученик не включается, не трансформируется с течением времени, то начинаем искать причину и, оказывается, что его просто привели. А очень важно, чтобы ребенок пришел по собственному желанию. Многие родители говорят, что они и не думали никогда отдавать ребенка на балет, а вот он сам решил, сам захотел. Потому что это очень непросто  учиться восемь лет здесь.

Занятия в Ростовском колледже искусств //Фото из архива Альберта Загретдинова
Занятия в Ростовском колледже искусств //Фото из архива Альберта Загретдинова

– Что изменилось в балетном образовании Ростова с получением нового корпуса?

Альберт Загретдинов: До сдачи нового корпуса, где разместилось хореографическое отделение, дети ходили в общеобразовательную школу, а занятия классическими и народными танцами в театре расценивали как некое хобби. Такого серьезного отношения не было.

Е.М.: С 2013 года весь образовательный цикл представлен здесь полностью, то есть в этом здании дети учатся целых 8 лет  5 классов и 3 курса. А в балетном образовании очень важно абсолютное погружение.

Что такое погружение? Ты зашел в это здание как учащийся, и ты здесь постоянно находишься. Сначала, на 1-м классе обучения, дети с трудом погружаются. Это серьезная работа, чтобы дети понимали, что это не просто школа, не кружок, не секция. Мы меняем их мировоззрение практически полностью. И многие родители отмечают: дети становятся другими.

Воспитанницы Ростовского колледжа искусств //Фото из архива Альберта Загретдинова
Воспитанницы Ростовского колледжа искусств //Фото из архива Альберта Загретдинова

Ежедневные тренировки, посвящение себя искусству балета  это некая жертва со стороны ребенка?

Е.М.: У нас начинают учиться дети с 910 лет, после четырех классов начальной общеобразовательной школы. И мы всегда говорим: «Вы еще дети, но должны работать как взрослые». Потому что балет  это полный контроль разума над телом. Надо выработать этот самый контроль, выработать мышечную память до мелочей. Мы как бы строим тело, и очень важно, чтобы ребенок осознанно к этому относился.
По этой причине мы и не берем детей 67 лет, хотя родители говорят, что, мол, малыши такие подвижные в этом возрасте, пластичные.

Только с 910 лет психика ребенка сложилась таким образом, что он может руководить своим телом. Балетное искусство  это не тело, а абсолютный разум. Я всегда говорю у нас как в аптеке: все должно быть точно, выверено. Любое отклонение от оси имеет значение.

В профессиональном балете даже миллиметр имеет значение

Работа над своим телом – это очень длительный процесс, потому что быстро оно не подчиняется: тело по своей сути инертно, оно хочет только спать и есть.

Какие критерии самые важные при отборе детей для занятия балетом?

А.З.: На мой взгляд, всего есть четыре составляющие: здоровье, желание, старание, наличие физических данных. Физические данные можно доработать, но уже не сделаешь здоровье. Ребенок с посредственным здоровьем первые два-три года обучения сможет выдержать, но дальше начнутся серьезные нагрузки, и он не будет справляться.

Е.М: Огромное значение также имеет голова. Бывает дети приходят с прекрасными физическими данными, но голова пустая. Что говорит преподаватель? Как влетело, так и вылетело! Надо услышать преподавателя, запомнить и применить к телу полученные знания. И так ежедневно.

Мы должны подчинить тело силе разума

– А что более ценно труд или талант? Или что-то еще?

Е.М.: Конечно, труд. Я видела очень много талантливых людей, которые себя не реализовали. Иметь талант – этого мало. Весь смысл в его реализации, а реализуется он только в труде. Талант виден не сразу, проявляется обычно в средних классах только. Иногда приходят малыши, очень быстро схватывают, погружаются быстро, и тогда мы понимаем, что это наши дети, они рождены для балета.

Но кроме таланта и труда, в профессии артиста балета немалое значение имеет внешность. От этого никуда не деться  это публичная профессия. Ребенок должен быть астенически сложен  узкие бедра и таз, пропорциональное тело, длинная шея. И в период сдачи внутренних экзаменов внешность играет большую роль для оценки выступления.

Занятия в Ростовском колледже искусств //Фото Екатерины Серебряковой
Занятия в Ростовском колледже искусств //Фото Екатерины Серебряковой

– Откуда ваши ученики? Это ростовчане по большей части?

Е.М.: Большая часть действительно из Ростова и области. Но есть ребята из Сахалина, Владивостока, Украины, Армении. Много ребят из Волгограда.

– Сколько бюджетных мест у вас? Есть ли платное обучение?

А.З.: У нас 12 мест в классе, все они бюджетные. Коммерческих мест у нас мало, да я и против их  раз на бюджет не попал, значит слабоват, не дотягивает до нужного уровня. Мы взяли на платной основе несколько человек из-за того, что вроде бы они ничего и имеют дикое желание учиться. Есть иностранцы, их мы не можем по закону взять на бюджет, берем платно, если хороший уровень.

– Следите за успехами выпускников?

Е.М.: Конечно. Ежегодно наши выпускники устраиваются работать в
Ростовский музыкальный театр, в московские и петербургские театры. Бывший выпускник из Армении работаете в Ереване в театре оперы и балета.

Вообще, нашим выпускникам открыты разные дороги. Они могут также и преподавать  открыть свою балетную или танцевальную школу. Многие так и делают.

– Сейчас появилось много балетных школ. Названия впечатляют. Что вы думаете по этому поводу?

А.З.: Действительно, сейчас появилось множество академий, школ. Их названия – это минус. Они не являются образовательными учреждениями. Потому что школа подразумевает какой-то образовательный стандарт. Но это не профессиональное образование, а просто танцевальные студии.

Их плюс для нас  это пропаганда балетного искусства. Дети, которые там занимаются, узнают, что есть профессиональное учебное заведение  колледж искусств.

– Ростовское обучение балету. В чем его особенность?

Постановка воспитанников Ростовского колледжа искусств //Фото: образовательный центр "Сириус"
Постановка воспитанников Ростовского колледжа искусств //Фото: образовательный центр «Сириус»

А.З.: Мы берем лучшее из образовательных традиций Академии русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге и лучшее из Московской государственной Академии хореографии.

Е.М.: Сейчас мы с Альбертом учимся на втором высшем в Московской Академии и в основном придерживаемся московской балетной школы, она более гибкая.

Вы знаете, когда я взяла свой 1-й класс, то завотделения говорила, что здесь нет хорошей балетной школы, школа слабая. Но у меня характер  «не слабая школа! Будет самая лучшая!».

Особенность нашей ростовской балетной школы  это разноплановая практика. Конечно, наши ребята часто выступают на сцене Ростовского музыкального театра в различных постановках, но, кроме этого, мы регулярно ездим в образовательный центр «Сириус» в Сочи.

Там собираются балетные школы со всей страны, преподаватели «Сириуса» отметили, что у Ростова  своя, особенная энергетика. Наши дети представляют там номера в разных жанрах: классический танец, деми-классика, характерные номера, современный танец. Мы пытаемся развивать детей в широком диапазоне, не закрывать в тюрьму классического танца.

У нас классика основная, профилирующая, но мы хотим сделать танцевальную жизнь учеников более разнообразной, интересной.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.