Профессиональное балетное образование появилось в Ростове-на-Дону в 2002 году, а своё собственное помещение хореографическое отделение в Ростовском колледже искусств получило в 2012 году. Это единственное в регионе учебное заведение, которое готовит профессиональных артистов и преподавателей балета. О том, что такое балетное образование сегодня, какими качествами надо обладать, чтобы стать хорошим артистом, рассказали руководитель хореографического отделения Ростовского колледжа искусств Альберт Загретдинов и художественный руководитель отделения, заслуженная артистка РФ Елизавета Мислер.
– Почему дети приходят учиться балетному искусству?
Елизавета Мислер: Причины могут быть самые разные. Кто-то видит красивую картинку — балет. И хочется этому научиться. Большинство детей, которые сюда приходят, обладают природным эстетическим вкусом. Они воспринимают красоту иначе, чем другие.
Но есть и такие, которых приводят родители. Вот спят и видят мамы и папы своего ребенка артистом балета. А ребенка никто и не спрашивал, у него нет отклика на занятие балетным искусством. Наша работа сложна тем, что мы психологически работаем не только с детьми, но и с их родителями. Когда мы видим, что ученик не включается, не трансформируется с течением времени, то начинаем искать причину и, оказывается, что его просто привели. А очень важно, чтобы ребенок пришел по собственному желанию. Многие родители говорят, что они и не думали никогда отдавать ребенка на балет, а вот он сам решил, сам захотел. Потому что это очень непросто — учиться восемь лет здесь.
– Что изменилось в балетном образовании Ростова с получением нового корпуса?
Альберт Загретдинов: До сдачи нового корпуса, где разместилось хореографическое отделение, дети ходили в общеобразовательную школу, а занятия классическими и народными танцами в театре расценивали как некое хобби. Такого серьезного отношения не было.
Е.М.: С 2013 года весь образовательный цикл представлен здесь полностью, то есть в этом здании дети учатся целых 8 лет — 5 классов и 3 курса. А в балетном образовании очень важно абсолютное погружение.
Что такое погружение? Ты зашел в это здание как учащийся, и ты здесь постоянно находишься. Сначала, на 1-м классе обучения, дети с трудом погружаются. Это серьезная работа, чтобы дети понимали, что это не просто школа, не кружок, не секция. Мы меняем их мировоззрение практически полностью. И многие родители отмечают: дети становятся другими.
– Ежедневные тренировки, посвящение себя искусству балета — это некая жертва со стороны ребенка?
Е.М.: У нас начинают учиться дети с 9–10 лет, после четырех классов начальной общеобразовательной школы. И мы всегда говорим: «Вы еще дети, но должны работать как взрослые». Потому что балет — это полный контроль разума над телом. Надо выработать этот самый контроль, выработать мышечную память до мелочей. Мы как бы строим тело, и очень важно, чтобы ребенок осознанно к этому относился.
По этой причине мы и не берем детей 6–7 лет, хотя родители говорят, что, мол, малыши такие подвижные в этом возрасте, пластичные.
Только с 9–10 лет психика ребенка сложилась таким образом, что он может руководить своим телом. Балетное искусство — это не тело, а абсолютный разум. Я всегда говорю — у нас как в аптеке: все должно быть точно, выверено. Любое отклонение от оси имеет значение.
В профессиональном балете даже миллиметр имеет значение
Работа над своим телом – это очень длительный процесс, потому что быстро оно не подчиняется: тело по своей сути инертно, оно хочет только спать и есть.
– Какие критерии самые важные при отборе детей для занятия балетом?
А.З.: На мой взгляд, всего есть четыре составляющие: здоровье, желание, старание, наличие физических данных. Физические данные можно доработать, но уже не сделаешь здоровье. Ребенок с посредственным здоровьем первые два-три года обучения сможет выдержать, но дальше начнутся серьезные нагрузки, и он не будет справляться.
Е.М: Огромное значение также имеет голова. Бывает дети приходят с прекрасными физическими данными, но голова пустая. Что говорит преподаватель? Как влетело, так и вылетело! Надо услышать преподавателя, запомнить и применить к телу полученные знания. И так ежедневно.
Мы должны подчинить тело силе разума
– А что более ценно труд или талант? Или что-то еще?
Е.М.: Конечно, труд. Я видела очень много талантливых людей, которые себя не реализовали. Иметь талант – этого мало. Весь смысл в его реализации, а реализуется он только в труде. Талант виден не сразу, проявляется обычно в средних классах только. Иногда приходят малыши, очень быстро схватывают, погружаются быстро, и тогда мы понимаем, что это наши дети, они рождены для балета.
Но кроме таланта и труда, в профессии артиста балета немалое значение имеет внешность. От этого никуда не деться — это публичная профессия. Ребенок должен быть астенически сложен — узкие бедра и таз, пропорциональное тело, длинная шея. И в период сдачи внутренних экзаменов внешность играет большую роль для оценки выступления.
– Откуда ваши ученики? Это ростовчане по большей части?
Е.М.: Большая часть действительно из Ростова и области. Но есть ребята из Сахалина, Владивостока, Украины, Армении. Много ребят из Волгограда.
– Сколько бюджетных мест у вас? Есть ли платное обучение?
А.З.: У нас 12 мест в классе, все они бюджетные. Коммерческих мест у нас мало, да я и против их — раз на бюджет не попал, значит слабоват, не дотягивает до нужного уровня. Мы взяли на платной основе несколько человек из-за того, что вроде бы они ничего и имеют дикое желание учиться. Есть иностранцы, их мы не можем по закону взять на бюджет, берем платно, если хороший уровень.
– Следите за успехами выпускников?
Е.М.: Конечно. Ежегодно наши выпускники устраиваются работать в
Ростовский музыкальный театр, в московские и петербургские театры. Бывший выпускник из Армении работаете в Ереване в театре оперы и балета.
Вообще, нашим выпускникам открыты разные дороги. Они могут также и преподавать — открыть свою балетную или танцевальную школу. Многие так и делают.
– Сейчас появилось много балетных школ. Названия впечатляют. Что вы думаете по этому поводу?
А.З.: Действительно, сейчас появилось множество академий, школ. Их названия – это минус. Они не являются образовательными учреждениями. Потому что школа подразумевает какой-то образовательный стандарт. Но это не профессиональное образование, а просто танцевальные студии.
Их плюс для нас – это пропаганда балетного искусства. Дети, которые там занимаются, узнают, что есть профессиональное учебное заведение — колледж искусств.
– Ростовское обучение балету. В чем его особенность?
А.З.: Мы берем лучшее из образовательных традиций Академии русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге и лучшее из Московской государственной Академии хореографии.
Е.М.: Сейчас мы с Альбертом учимся на втором высшем в Московской Академии и в основном придерживаемся московской балетной школы, она более гибкая.
Вы знаете, когда я взяла свой 1-й класс, то завотделения говорила, что здесь нет хорошей балетной школы, школа слабая. Но у меня характер — «не слабая школа! Будет самая лучшая!».
Особенность нашей ростовской балетной школы — это разноплановая практика. Конечно, наши ребята часто выступают на сцене Ростовского музыкального театра в различных постановках, но, кроме этого, мы регулярно ездим в образовательный центр «Сириус» в Сочи.
Там собираются балетные школы со всей страны, преподаватели «Сириуса» отметили, что у Ростова — своя, особенная энергетика. Наши дети представляют там номера в разных жанрах: классический танец, деми-классика, характерные номера, современный танец. Мы пытаемся развивать детей в широком диапазоне, не закрывать в тюрьму классического танца.
У нас классика основная, профилирующая, но мы хотим сделать танцевальную жизнь учеников более разнообразной, интересной.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.