Фото: absolutera.ru
Ростовчане, которые связаны с кинематографом, рассказали «Городскому репортеру» о том, какие культовые фильмы нам всем срочно нужно посмотреть. Читаем, как фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» повлиял на современную киноиндустрию, какие проблемы затрагивает советский фильм «Гараж» и какие идеи заложили братья Коэны в фильм «Большой Лебовски».

«Платформа» Гальдера Гастелу-Уррутия (рассказывает звукорежиссер, музыкант Илья Пучеглазов)

Один из самых интересных сюжетов, я считаю, у фильма «Платформа» («El hoyo», 2019) испанского режиссера Гальдера Гастелу-Уррутия. Тот утопичный мир, который был воссоздан в картине, мне показался очень знакомым и близким. Люблю минималистичные декорации со смыслом.
Я посмотрел этот фильм в первые дни пандемии, поэтому вопросы о взаимопомощи и сосуществовании, которые поднимаются в картине, воспринимались достаточно остро. Фильм помог посмотреть на фундаментальные проблемы с новых точек зрения. Кстати, «Платформа» стала расширенной версией идеи, на которой основана короткометражка Дени Вильнева «Этажом выше», созданная несколькими годами ранее.

«Малхолланд-драйв» Дэвида Линча и др. (рассказывает режиссер, видеохудожник Андрей Качалян)

На меня повлияла масса фильмов, клипов, книг и многое другое. Сложно назвать одну картину. В голову приходят «Святые моторы» Лео Каракса, «Малхолланд-драйв» Дэвида Линча, «Пределы Контроля» Джима Джармуша, «Гуммo» Хармони Корина, «Студия звукозаписи «Берберян» Питера Стрикланда, «История моей смерти» Альберта Серры, «Эволюция» Люсиль Хадзихалилович. Среди них наиболее известные Линч, Джармуш, Каракс.
Это все фильмы со странным нарративом (сюжетом — прим.ред), в которых структура создания кино не маскируется, а обнажается. Но самое интересное для меня — это то, как структурные элементы кочуют из картины в картину.

«Гараж» Эльдара Рязанова (рассказывает руководитель движения «КиноДон» Иван Виноградов-Ивановский)

Я думаю, что многие назовут известные голливудские фильмы, которые совершили прорывы и революции в технологиях кинопроизводства. Но я бы отметил советскую картину «Гараж» Эльдара Рязанова. Не знаю, насколько она «культовая» для других зрителей, но считаю, что она заслуживает этот статус.
Фильм затрагивает вечную проблему — как остаться порядочным, неравнодушным человеком, как поступить по совести, даже если, казалось бы, никто этого не поймёт и не поддержит, даже если это может обернуться против тебя, и ты от этого пострадаешь. Этот фильм, на мой взгляд, должен посмотреть каждый, кто вступает во взрослую жизнь.

«Человек с киноаппаратом» Дзига Вертова (рассказывает ведущий проекта #НеобычноеКино в культурном пространстве «Циферблат» Андрей Свечников)

Фото: b1.culture.ru
На мой взгляд, культовый фильм — это лента, повлиявшая на культуру, мировоззрение людей, а также изменившая процесс кинопроизводства. Исходя из этого, для меня самый культовый фильм — «Человек с киноаппаратом» 1929 года режиссера Дзига Вертова.
По сути, этот фильм открыл новый мир: человечество понимало, что киноиндустрия — что-то интересное, но Дзига Вертов, исследовав это пространство, показал, что, на самом деле, может делать кинематограф. «Человек с киноаппаратом» перевернул мир кино и показал эту огромную вселенную в приемах, стилях, жанрах и разных плоскостях. Если хотите, то создал конституцию кинематографа.
В антирейтинг культового кино я бы поместил творчество Ларса фон Триера. Хотя не исключаю, что у него есть какие-то хорошие фильмы, но лично мне его кино не нравится.

«Пьета» Ким Ки Дука (рассказывает поэт, фотограф, режиссёр, музыкант Дмитрий Федько)

Лично для меня культовым фильмом является «Пьета» Ким Ки Дука 2012 года. Картина отражает всю бессмысленность капитализма и его немощность. Месседж фильма: нужно быть всегда начеку! Он на меня этим и повлиял. Как говорится: доверяй, но проверяй. Особенно тех, кто пользуется твоим доверием.

«Большой Лебовски» братьев Коэнов (рассказывает зав. кафедрой теории и истории мировой литературы ЮФУ, лектор киноклуба Ольга Джумайло)

 

На мой взгляд, слово «культовый» теперь нерасторжимо связано с экономикой потребления, на которую работают популярные медиа, продающие десятку «культовых» вещей по любому поводу. Поэтому, с одной стороны, о культовом кино говорят слишком часто в отношении совершенно разных вещей. С другой стороны, это понятие вошло в научный дискурс не только журналистов и киноведов, но и социологов, антропологов, психоаналитиков. Просто важно понимать, кто говорит и в каких контекстах.
Для меня культовым фильмом может стать ироническая отсылка к самому понятию «культовости», как это происходит в восхитительных и уже классических фильмах Тарантино, Финчера, Аллена и других. Пожалуй, мой самый любимый и признанный культовый фильм — «Большой Лебовски» братьев Коэнов. Он, кстати, сначала провалился в прокате. Но теперь без дудаизма на 220 000 слов никуда. Лебовски стал новым дзэном, новым культом: издаются евангелия дудаизма, монографии по фильму, проводятся фестивали, продаются коктейли White Russian и, конечно, мы цитируем Дюдю.
Этот фильм с матерящимися героями снят выпускником университета, любителем Воннегута, Твена, Уитмена. В фильме немало остроумных отсылок к различным вещам: и к войне в Персидском заливе, и к эпохе информационных войн, и к культу таблоидов, и к селебрити, и к зарождению культуры политкорректности.
Кроме того, в «Большом Лебовски» встречаются всевозможные отсылки к жанровому кинематографу (нуар, бадди муви, крутой детектив, вестерн, мюзикл, порно и пр.). При этом присутствует невероятная ностальгия по недавней эпохе хиппи и рок-фестивалей. Коэны смеются над штампами кино и общества, делая это гениально.

Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров