Принятый еще в 2012 году закон «Об образовании», рассматриваемый до этого Государственной Думой на протяжении 3-х лет, претерпел ряд поправок. Одна из них закрепляет право за детьми посещать школу, которая находится ближе к дому. Именно это стало толчком к реорганизации «нестандартных» школ, которые принимали не всех желающих детей с района, так как обучение в них подразумевало более сложную программу, пребывание учащихся в школе на протяжении всего дня и спектр платных образовательных услуг.
Еще одним толчком к реорганизации таких школ в Ростове-на-Дону стала программа ростовской мэрии «Дети Ростова», предусматривающая возвращение детским садам их помещений, куда еще в 90-е годы вселились «нестандартные» школы.
Эти два фактора стали причиной присоединения МОУ СОШ «Эврика-развитие» к 96-ой школе и школы «Источник» к 15-ой школе.
Какие перспективы ожидают эти школы в будущем, мы постарались узнать у их директоров.
«Эврика» — новое развитие?
С самого своего основания в 1994 году школа «Эврика-развитие» разместилась в помещении бывшего детского сада, который был закрыт из-за демографического спада. В «Эврике» — всего одна параллель в каждом классе, поэтому находиться в маленьком здании садика школе было вполне удобно.
Изначально «Эврика» — это экспериментальная школа, где, в отличие от обычных средних школ, учителя реализуют на практике развивающую модель обучения Эльконина-Давыдова и Занкова. Учебная программа здесь предполагает, что ребенок будет находиться в школе с утра до вечера, осваивая во второй половине дня дополнительные предметы.
«Не «Эврика» присоединяется к 96-ой школе, а 96-я школа к «Эврике». Ведущие программы «Эврики» сохраняются, руководство «Эврики» и ее название тоже сохраняются», — говорит Татьяна Озерова, директор «Эврики-развитие».
По словам Татьяны Озеровой, с переездом в здание 96-ой школы количество параллелей в «Эврике» увеличится до 4-х. Ничто не помешает в каждом классе вести свою программу. В эвриканских классах останется система полного дня, а в классах, где ее раньше не было, эту систему вводить не будут.
Однако, как выяснилось, дополнительные платные предметы дети смогут изучать и в пределах одного класса. То есть дети, чьи родители не смогли оплатить дополнительные услуги, в середине дня пойдут домой, а те дети, за которых смогли заплатить, будут учиться дальше.
Понятно, что конфликтов между детьми на этой почве полностью избежать не удастся. Ведь если даже в обычных средних школах, где все возвращаются домой в одно время, конфликты на почве достатка родителей возникают часто, то чего можно ожидать от детей, которым это будет ярко продемонстрировано такой дележкой на группы.
Директор «Эврики» уже сейчас понимает, что конфликты будут, и даже общешкольные мероприятия с участием и детей «Эврики», и детей из обычных классов не смогут полностью их искоренить. Поэтому сейчас остается надеяться только на профессионализм педагогов обеих школ, который поможет сглаживать острые углы.
Еще один спорный момент объединения — это слияние двух преподавательских составов с разной корпоративной этикой в один коллектив, который должен будет слаженно работать в довольно необычных условиях.
«Для преподавательского состава 96-ой школы здесь больше плюсов, чем минусов, — отмечает директор «Эврики». — У преподавателей 96-ой школы теперь появится возможность работать в семинарах, в которых «Эврика» всегда была очень сильна, а также у них появится возможность повышать квалификацию в нашей системе».
Ко всем вышеперечисленным сложностям, с которыми пришлось столкнуться школе, добавились также проблемы, связанные с непониманием родителями как эвриканцев, так и родителями детей из 96-й школы, будущей совместной работы. По словам директора, первая реакция родителей эвриканцев была резко отрицательной. Их привело в замешательство отсутствие четкого плана дальнейшей жизни школы.
«Проблема кадров, точнее, адаптации части педагогов к новым требованиям, а также осложнение диалога между школой и родителями — малоприятны, но вполне разрешимы. Ребром стоит вопрос образовательного неравенства — отсутствие единой программы и равного доступа школьников к образовательным ресурсам, — комментирует ситуацию учитель истории школы № 53 Дмитрий Валуев. — Не могут учащиеся одной школы обучаться в рамках разных образовательных программ. Такое номинальное «равенство» учащихся, при их фактической разобщенности, приведет к ощутимым последствиям! Слишком широкий качественный размах выпускников, вопрос родителей «Почему нашего ребенка этому не учат?» — все это приведет к возникновению конфликтной среды на всех уровнях: школа-ученик, ученик-ученик, школа-родитель».
«Источник»
В такое же положение попала и школа «Источник».
Изначально учебный план школы предусматривал изучение гуманитарных предметов на уровне специализированной школы и включал в себя дополнительные часы для изучения русского языка и литературы, а также английского языка с 1-го класса.
С сентября школа по решению администрации Ростова будет объединена с 15-й школой. Планы, касающиеся дальнейшего развития, у директора «Источника» немного отличаются от планов «Эврики».
«При присоединении все планы и программы «Источника» сохранятся. У детей из 15-ой школы программа останется прежней, но к 2014-2015 году в объединенной школе будет полностью действовать программа «Источника»», — говорит Наталия Гавриленко, директор школы.
Как и «Эврика», «Источник» потерял часть своих учеников. На данный момент школу покинуло 97 учащихся, включая выпускников. То есть и в этой школе не все родители считают, что их дети готовы к коренной ломке прежней системы.
Дмитрий Валуев, учитель истории школы № 53, отмечает, что решение руководства «Источника» о переходе в дальнейшем исключительно на их программу выглядит более взвешенным, чем действия их коллег из «Эврики-развитие». По его словам, единообразие программы в одной школе поможет избежать многих конфликтов и в будущем не приведет к совершенно разному набору знаний у выпускников одной школы.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.