Финалисты образовательной программы АРХИТЕКТОРЫ.РФ из Ростова-на-Дону поделились своими взглядами на нынешнюю ситуацию с благоустройством в городе и выделили проблемы, на которые стоит обратить внимание в первую очередь. Архитекторы рассказали «Городскому репортеру» о том, какими методами можно было бы решить проблемы благоустройства Ростова и как поступать не стоит.

По мнению финалистов программы АРХИТЕКТОРЫ.РФ, главной ошибкой в благоустройстве Ростова-на-Дону является неприятие обратной связи от горожан и компаний, живущих и работающих в городе. По мнению архитектора Веры Мизгир, одним из самых важных факторов на пути к успеху является общение с людьми и понимание их потребностей, правильная расстановка приоритетов в планировании проектов благоустройства бизнесом и властью. Участники программы АРХИТЕКТОРЫ.РФ выделили основные проблемы благоустройства и способы их решения.

Общественные пространства

Проект благоустройства Театральной площади в Ростове-на-Дону КБ "Стрелка" //Фото: КБ Стрелка
Проект благоустройства Театральной площади в Ростове-на-Дону КБ «Стрелка» //Фото: КБ Стрелка

Основным фронтом для проведения облагораживающих работ архитекторы-финалисты программы считают развитие общественных пространств: тех же площадей и других мест отдыха горожан, как это было сделано на Тверской площади в Москве. «В результате реконструкции эта территория ожила. Здесь появились скейтеры, люди начали проводить свой перерыв, также увеличилась пешеходная проницаемость и максимальное сокращение длины пересадок», — отметила Вера Мизгир.

В результате реконструкции Тверской площади в Москве территория ожила: здесь появились скейтеры, люди начали проводить свой перерыв, увеличилась пешеходная проницаемость

Не менее важны также и реновации недействующих промышленных и складских объектов, сохранение исторического облика зданий, эффективное использование водных пространств и регулирование микроклимата города. И, конечно же, в первую очередь — обеспечение безопасности граждан за счет строительства выделенных велосипедных дорожек, увеличения ширины тротуара, распределения автомобильных потоков и строительства безопасных трамвайных остановок.

Жилищное строительство

Новые районы Ростова-на-Дону //Фото: Денис Демков
Новые районы Ростова-на-Дону //Фото: Денис Демков

Тема благоустройства была бы неполной без вопросов застройки и жилья. Архитектор Ирина Немухина считает, что стандартизация жилья давно перестала быть нормой: на первый план вышли разнообразие застройки и индивидуальность. Поэтому сейчас необходимо совмещать стандартизацию жилья с контекстуальностью. Помочь с этим может разработка объемно-пространственного регламента (ОПР) — документа, регулирующего застройку города и формирование комфортной городской среды.

В жилищном строительстве на первый план вышли разнообразие застройки, ее индивидуальность и контекстуальность

«Сегодня разрабатываются Правила землепользования и застройки Ростова-на-Дону, в которых применены некоторые методики регулирования из ОПР. Также какая-то доля регламентов перекладывается на правила благоустройства. Но при таком подстраивании под законодательство мы многое теряем. Создание единого документа — ОПР — облегчило бы формирование устойчивой среды», — подчеркнула Немухина. Солидарна с ней и Наида Исматулаева, главный архитектор Азова, которая уверена, что именно создание ОПР — это то, чем должны заняться все города России.

«С потоковой застройкой жилья так же может заблаговременно справиться консалтинговая организация, не только ограничивая интересы застройщиков, но и создавая для них новые возможности по повышению качества проектов и, соответственно, — стоимость квадратного метра», — добавил Алексей Кринчик, главный архитектор проектов АБ «Прожектор».

Инженерные системы и экология

Проект экопарка на берегу реки Темерник в Ростове //Фото с сайта rostovgazeta.ru
Проект экопарка на берегу реки Темерник в Ростове //Фото с сайта rostovgazeta.ru

Главной инженерной проблемой Ростова, по мнению Веры Мизгир, является отсутствие нормальных водоотводных систем на улицах города. Архитектор считает, что отличным решением может стать установка дождеприемников вдоль проезжей части, максимальное сохранение проницаемых покрытий и биодренажные канавы на разделительной полосе или вдоль тротуара.

Создание дождеприемников и максимальное сохранение проницаемых покрытий спасет город от потопа во время дождя

Ирина Немухина, как и ее коллега, обратила внимание на реки Темерник и Кизетеринку, которые сейчас находятся в плохом состоянии, несмотря на то, что протекают через весь город. «Они нуждаются в благоустройстве и имеют рекреационный потенциал», — подчеркнула Немухина. Архитекторы отметили, что прибрежные зоны этих малых рек могли бы стать местом для создания парков и общественных пространств для отдыха горожан.

Еще одной экологической и, пожалуй, самой важной, проблемой участники образовательной программы АРХИТЕКТОРЫ.РФ назвали озеленение города. По их мнению, сейчас власти не уделяют должного внимания уходу за деревьями и городской растительностью. Молодые саженцы от этого плохо приживаются, а старые деревья и кустарники — засыхают. Радикальным решением последней проблемы власти избрали тотальный спил таких растений.

Создание пешеходных «зеленых маршрутов» и планомерный уход за городскими растениями улучшит комфорт и экологию города

Наида Исматулаева провела параллель с городом Азов, где она является главным архитектором и где планомерно создаются «зеленые маршруты», по которым можно передвигаться пешком, высаживаются новые растения и проводится планомерный уход за ними. По ее словам, Ростову не помешало бы заниматься тем же.

Транспорт и уличная реклама

//Фото с сайта ru.gde-fon.com

Еще одной глобальной проблемой Ростова-на-Дону, отмеченной архитекторами, в частности — Исматулаевой и Кринчиком, стала транспортная сеть. По их мнению, победить пробки в городе можно популяризацией общественного транспорта и созданием выделенных полос и заездных карманов на остановках, чтобы автобусы и маршрутные такси не мешали движению остального транспорта.

Популяризация общественного транспорта, использование выделенных полос и карманов поможет победить пробки

Архитекторы считают, что нужно создавать благоприятные условия для передвижения не только автотранспорта, но и пешеходов и велосипедистов. Сейчас жителям неудобно идти по узким тротуарам или ездить на велосипеде просто потому, что инфраструктура города лояльна только лишь к автомобилистам. При строительстве новых районов застройщики практически не заботятся о создании комфортных тротуаров, общественных пространств и велодорожек. И жители «спальников» просто не могут хорошо провести досуг, не выезжая из своих районов в центр города.

Забота о пешеходах и велосипедистах в спальных районах поможет развитию окраин города

Помимо этого, донской столице, как и Азову, не помешает упорядочение рекламы, считает главный архитектор Азова. «Мы разработали положение о том, как и где можно размещать рекламную информацию и что необходимо демонтировать в первую очередь. Следующий шаг — это разработка дизайн-кода территории. И это то, что можно рекомендовать другим территориям, в том числе и Ростову. Ведь он лишь в своей центральной части стал визуально комфортным», — сообщила Исматулаева.

Как не надо благоустраивать

Общий вид парка Левобережный //Фото с сайта администрации Ростова
Общий вид парка Левобережный //Фото с сайта администрации Ростова

В качестве антипримера благоустройства и развития комфортной городской среды в Ростове-на-Дону практически все архитекторы отметили парк «Левобережный».

Архитектор Александр Галка, в частности, отметил, что многие жители города не в восторге от находящейся на левом берегу Дона набережной. По мнению архитектора, основная проблема этой набережной в том, что ее строили с оглядкой на чемпионат мира, а не на пожелания и запросы самих жителей города. «По этой причине она сейчас и выглядит как бетонная пустыня, которая обросла километрами дорожек и стихийными сервисами, не адаптированными под потребности горожан. А ведь благоустройство — это история не только про плитку и лавки», — подытожил Галка.

Как правильно благоустроить город

Улица Большая Садовая // Фото: КБ «Стрелка»

Александр Галка уверен, что благоустройство — это коллективная в работа, в которой принимают участие не только сами архитекторы, а также и специалисты из других сфер, работающие сообща. «Ярким примером междисциплинарности команд является парк «Зарядье» в Москве, созданный совместными усилиями антропологов, социологов, экономистов, архитекторов и других экспертов. Так что ростовским архитекторам пора перестать бояться и привлекать к диалогу разных экспертов, в том числе основных — горожан», — уверен он. Вера Мизгир солидарна с ним, она уверена, что нужно не только понимать конечную цель и действовать слаженно, но и вовлекать в процесс горожан, принимая их мнение во внимание.

А Алексей Кринчик считает, что на самом деле мы имеем дело не с проблемами самого города, а с некомпетентностью и нежеланием что-то делать со стороны власть имущих: бизнесменов и руководства города. Ведь именно они своими решениями влияют на облик города.

Архитекторы единодушны во мнении, что основная проблема благоустройства Ростова кроется в формировании запроса: жители должны быть в курсе городских программ благоустройства и принимать в них активное участие, научившись определять, что для них на самом деле важно. А властям и бизнесу, в свою очередь, предстоит наладить обратную связь с горожанами и перестать строить «ради галочки».


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.