В преддверии известного всем зарубежного праздника конца октября, «Городской репортёр» сделал подборку хоррор-фильмов, оказавших влияние на жанр, прочно с ним ассоциирующихся, но ускользнувших от внимания массового зрителя. Мы не стали пересказывать сюжет этих фильмов, но постарались кратко объяснить, зачем смотреть это кино прямо здесь и сейчас.
1«Птицы», Альфред Хичкок, 1963 г.
Самый известный и самый, пожалуй, обязательный фильм в нашей подборке. Неспешно разворачивающееся кинополотно в первый час успешно притворяется классической голливудской мелодрамой. Но то и дело появляющиеся в поле зрения зрителя птичьи силуэты держат зрителя в постоянном напряжении.
Авторская интерпретация известного рассказа английской писательницы Дафны дю Морье, филигранное нагнетание саспенса, фирменная «летящая» камера Хичкока, его единственный по-настоящему мистический фильм (никаких объяснений, вопреки обыкновению, режиссер так и не даст) — подлинный и безусловный киношедевр.
2«Плетёный человек», Робин Харди, 1973 г.
Прародитель целого поджанра так называемых фолк-хорроров, этот фильм едва ли способен по-настоящему напугать современного зрителя. В нем нет традиционных бу-эффектов, литров крови, расчлененки и прочих, казалось бы, обязательных элементов. Но есть тревожность, неловкость и неуютность, ощущение рассыпающейся на части привычной реальности, которая обволакивает, завораживает и растворяет в себе зрителя.
Легендарный Кристофер Ли, по своим собственным словам, сыграл в этом фильме одну из лучших своих ролей, причем, сделал это абсолютно бесплатно, а режиссер Робин Харди, так и не снявший впоследствии ничего столь же выдающегося, остался в истории автором фильма, навсегда изменившего жанр.
3«Ужас в опере», Дарио Ардженто, 1987 г.
Один из лучших фильмов итальянского классика Дарио Ардженто. Помпезно вычурный визуальный стиль, максимально контрастный саундтрек, сочетающий в себе классические арии из оперы Верде и актуальные на тот момент хэви-метал композиции, хлесткие сцены насилия и как будто бы взбесившаяся камера.
Большую часть событий мы видим глазами потрошащего своих жертв маньяка, а потом пускаемся в полет по зданию театра вместе со стаей воронов, чтобы как будто бы уже их глазами детально рассмотреть визжащую от ужаса публику, вскакивающую в этот момент со своих мест. Фильм способен разочаровать предсказуемым в целом финалом, но точно удивить всем остальным. Такого вы, с большой долей вероятности, еще не видели.
4«Техасская резня бензопилой», Тоуб Хупер, 1974 г.
Кинодебют культового злодея Кожаное лицо. Один из самых жутких фильмов ужасов в истории и один из родоначальников слэшера. Невероятно, но факт. Это кино было снято за сущие копейки, снимались в нем, по большей части, непрофессиональные актеры, а сама бензопила в нем пускается в ход и используется по назначению всего несколько раз ближе к концу. Но липкий страх при этом не отпускает ни на миг.
Режиссер Тоб Хупер мастерски использовал игру света и тени, экспериментировал с движением камеры, добиваясь необходимого эффекта подчас крайне минималистичными средствами. К слову, источником своеобразного вдохновения при создании фильма послужили злодеяния серийного убийцы Эда Гина, рассказами о котором, по легенде, пугали режиссера Хупера в детстве.
5«Дагон», Стюарт Гордон, 2001 г.
Пожалуй, лучшая из полнометражных экранизаций культового американского прозаика Говарда Филлипса Лавкрафта, которому с этими самыми экранизациями традиционно не везет. Режиссер Стюарт Гордон, к слову, большой поклонник писателя, снял сразу несколько фильмов по его произведениям, но именно «Дагон» представляет из них самый большой интерес.
Стопроцентное B-movie, от которого не стоит воротить нос, а можно и даже нужно получить удовольствие. Та самая пресловутая лавкрафтианская атмосфера, безнадёжные мрак и хтонь, упадок и разложение, никакого намёка на хэппи-энд и, без преувеличения, легендарная уже сцена с заживо сдираемой с головы кожи. Это кино, безусловно, сильно устарело в плане визуальных эффектов, но пугает вовсе не ими и со своей задачей справляется на все сто.