Новая картина одного из самых талантливых кинематографистов современности Кристиана Петцольда уже успела отметиться на Берлинском кинофестивале, получив приз «Серебряный медведь» за режиссуру.
На этот раз немецкий режиссёр переносит нас в ГДР. Врач Барбара (Нина Хосс) работает в больнице в глухой провинции. Для неё — это своего рода политическая ссылка. Раньше она работала в престижной клинике Берлина. Но что же такого натворила молодая женщина, для зрителя остаётся загадкой. Ясно одно: Барбара больше всего на свете хочет сбежать из глубинки, все её мысли устремлены в будущее. По ту сторону Берлинской стены возлюбленный Барбары готовит для неё план побега. Но вот незадача: в провинциальной больнице работает на редкость заботливый и симпатичный главврач Андре (Рональд Церфельд).
Но Барбара не особенно старается понравиться окружающим: живёт замкнуто, обособленно, как говорит сам Андре. Этакая белая ворона. С её лица не сходит выражение презрения ко всему, что происходит вокруг.
В столовой Барбара гордо проходит мимо столика, где сидят коллеги, а те ехидно шипят ей вслед: «Берлин».
Ну что поделаешь, если думать надо только о побеге из страны с ненавистным режимом.
Но несмотря на это, фильм Кристиана Петцольда не превращается в тоталитарную драму с унылым бубнежом про ужасы режима. Сам режиссёр говорил о том, что он в своей картине хотел показать, как политическая власть отравляет любовь. «Я хотел показать время через отношения людей, а не через внешнюю атрибутику», — заявил Петцольд.
Эти самые человеческие отношения как раз и отравляются постоянными подозрениями и настороженностью Барбары: ненавязчивые знаки внимания Адре она принимает с большой осторожностью, потому что милый главврач запросто может оказаться доносчиком и шпионом.
Всё дело в том, что к Барбаре постоянно приходят с обыском сотрудники «Штази», а ещё проводят неприятные процедуры личного досмотра.
Но главврач проверку выдержал и прорвался через отчуждение симпатичной ему женщины. И вот уже выясняется, что история Андре чем-то похожа на жизненную драму Барбары: из-за трагической врачебной ошибки он тоже находится в этой провинциальной ссылке, только он совсем уже свыкся со своим положением. Очевидно, что Андре достоин уважения и любви нашей «снежной королевы».
На её резкий вопрос, часто ли он лечит подонков и мерзавцев, врач сдержанно отвечает: «Когда они больны, да».
На самом деле, «Барбара» — это фильм про отношения между мужчиной и женщиной, изрядно сдобренный колоритом времени, напряжённой обстановкой и желанием вырваться из оков режима. Как бы точно Петцольд не передавал на экране запахи, звуки и унылость Восточной Германии, всё-таки эта картина именно о любви.
Петцольда можно обвинить разве что в многочисленных натяжках и затягивании сюжетной линии.
Если пациенты в больнице, то все с необычно трогательной историей. Если положительный во всех смыслах главврач, то обязательно ценитель искусства, да и препараты в лаборатории сам делает.
Как-то всё слишком академично и ровно развивается. По этому фильму можно учиться, как снимать классическое кино. Но уж очень хочется от умницы Петцольда чего-то выходящего за рамки кинематографических канонов.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.