В рамках акции Ростовского молодёжного театра «Экспериментальная площадка» свой спектакль «Эти свободные бабочки» по пьесе Леонарда Гирша показал театр, который уже давно можно не считать экспериментом. Таганрогский молодёжный театр существует уже около 20 лет и за это время вполне успел стать профессиональным.
«Эти свободные бабочки» — пьеса, которая уже более 10 лет играется актёрами этого театра, однако это совершенно не влияет на свежесть и яркую игру актёров. Они потрясающе разные. Фееричная и взбалмошная Джил врывается как ветер, практически как ураган, в размеренную жизнь Дональда, который как раз вырвался из-под душного крыла материнской заботы и всем своим существом мечтает о свободе.
«Это волнующая история любви двух одиноких людей, которые хотят остаться свободными», — рассказывает помощник режиссёра спектакля Екатерина Андрейчук.
Казалось бы, нет ничего странного в этой истории, нет ничего необычного, нет ничего такого, что могло бы отличать её от множества других таких же историй. Однако пьеса и её герои не так просты. Буквально через 10 минут мы узнаем, что Дональд слепой от рождения. Казалось бы, все должно перевернуться с ног на голову, ведь перед Джил стоит инвалид. Правила приличия говорят о том, что нужно развернуться и просто уйти. Но нет!
В этой истории все не так, как должно быть по правилам приличия, все не так, как положено. Оказывается, Дон совершенно не смущён тем, что он слепой. Напротив, он пытается доказать всему миру тот факт, что он полноценен! Любовь возможна, и что значит перед ней какая-то возможность видеть свет, отражённый от предметов?
Смотреть на такие яркие эмоции, непосредственную игру и удивительное актёрское обаяние из зала было просто удивительно. Иногда создавалось ощущение, что мы смотрим не театральную постановку, а находимся в кинозале, и перед нами прокручивают ленту видеофильма. А как потрясающе была сыграна актёрами эротическая сцена! Сколько нежности и чувственности было в каждом из партнёров. И при этом не было ни единого намёка на банальность или пошлость.
Второе действие начинается с того, что на сцене появляется мать Дона. До этого мы слышим о ней только из рассказов героя. Разумеется, в них она предстаёт властной и жёсткой женщиной, которая давит своей заботой и практически задушила сына. На деле все это вполне похоже на правду, и мать действительно авторитарная и сухая старая леди, которая не выносит беспорядка во всем, начиная с ящика с бельём в шкафу и заканчивая романтическими связями.
Однако мы смотрим пьесу, и мать Дона предстаёт перед нами практически святой, которая всю себя посвятила своему мальчику, которого она, конечно же, не считает инвалидом, но привыкла помогать ему настолько, что без этого она просто не может.
Она читала ему книги, придумывала истории про маленького слепого Донни, победившего тьму. Все ради него, все для него, все, чтобы он улыбался и никогда не чувствовал себя брошенным. И каково ей, отдавшей всю себя сыну, слышать о том, что её опека разрушает его и не даёт стать тем, кем он хочет быть.
Дональд бесконечно далёк от матери. Мы понимаем это не столько из его слов о ней, сколько из нескольких еле уловимых моментов. Он пишет чудесную музыку, а она об этом не знает, он ненавидит, когда его называют Донни, а она продолжает это делать. Множество мелких деталей, от которых Дон приходит в ярость.
Конец спектакля можно назвать чередой откровенных разговоров, которые, сменяя друг друга, давали зрителям понять всю полноту образов этих героев. Так во время разговора матери Дона с Джил мы понимаем, насколько сильно мать любит его. Она не боится отдать его другой женщине, она всего лишь боится того, что эта женщина может сделать её мальчику больно.
Джил открывается нам совсем с иной стороны. Эта героиня поначалу кажется не вполне умной женщиной, которая способна ценить только развлечения и удовольствия. Однако она так же, как и все остальные, способна на настоящий подвиг. Она отказывается от Дона в тот момент, когда ещё не стало слишком поздно все бросить, она действительно боится, что сделает ему плохо. Ведь, по её мнению, трагедия брошенного слепого гораздо сложнее трагедии обычного брошенного.
Сам Дон также перерождается. Он думал, что сможет жить без матери, теперь он понял наверняка, что именно это ему и нужно. Причём объяснять эту простую правду пришлось самой матери, которая рассказала Дону, что теперь пришло время быть мужчиной. Сам Дон понимает, что он не боится той боли, которую может принести любовь, он хочет почувствовать её.
Герои пьесы — будто бабочки-однодневки, которые летят на пламя любви, зная, что это вряд ли закончится для них чем-то хорошим или сказочным. Однако даже боль, которую может принести любовь, стоит того счастья, что она в конце концов дарит.
Напомним нашим читателям, что показ спектакля «Эти свободные бабочки» был последним, и таганрогский театр решил его больше не показывать. Однако в том случае, если спектакль победит по итогам голосования, которое проходит после завершения каждого из спектаклей «Экспериментальной площадки», актёры ещё раз выйдут на суд зрителей и расскажут нам об «Этих свободных бабочках».
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.