Согласно нововведениям, вступающим в силу 1 июля 2012 года, алкогольным будет считаться любой напиток с содержанием спирта, превышающим 0,5%. Это означает, что новый алкогольный закон будет впервые регулировать и пивоваренную отрасль. О том, что ещё ждёт российский рынок алкогольной продукции в наступающем, 2012 году, мы попытались разобраться вместе с владельцем пивоварни и сети ресторанов «Остербау» Андреем Шепило.
Уже с 1 июля в силу вступит законопроект, направленный на усиление государственного регулирования алкогольной отрасли, согласно которому будет запрещена продажа алкогольной продукции, за исключением пива и пивных напитков, на торговых точках площадью менее 50 кв. м. в городах и 25 кв. м. в сельской местности. А с 1 января 2013 года заниматься торговлей пива и пивных напитков смогут только те организации и предприниматели, которые будут иметь в собственности или получать в аренду складские помещения и кассовые аппараты.
Кроме этого, несмотря на то, что почти 50% оборота пивной продукции приходится на напитки в полиэтиленовых бутылках, с 1 января 2013 года планируется ввести запрет на продажу алкоголя в ПЭТ таре. Такие изменения, как поясняют в Госдуме, связаны с регулированием законодательства в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Также, с начала 2013 года, будет запрещена торговля алкогольными напитками в детских и образовательных учреждениях, в организациях культуры, на всех видах общественного транспорта и местах массового скопления людей. И одновременно с этим запретом в силу вступит закон, по которому в ночное время, с 11 вечера до 8 утра, алкогольные напитки можно будет приобрести исключительно в точках общественного питания.
К тому же, будет узаконен полный запрет на рекламу пивной продукции, но, это нововведение не будет столь заметно, так как продвижение алкоголя и сейчас сильно ограничено. А вот вопрос о регулировании розничной цены является действительно важным: законом будет установлен минимальный ценовой порог, ниже которого продавцы не будут иметь права отпускать алкогольную продукцию.
О том, насколько эффективным станет «антиалкогольный» закон, «Городскому Репортеру» рассказал владелец пивоварни «Остербау» Андрей Шепило:
Городской Репортер: — Как нововведения повлияют на работу мелких предпринимателей, чьи торговые площади меньше 50 кв. м.? Есть ли какие-либо способы приспособиться к грядущим изменениям в законодательстве?
Андрей Шепило: — Полторы тысячи пивных ларьков «живого пива» в Ростове вынуждены будут закрыться. В итоге, множество людей, а это по два продавца на каждый ларёк, хозяин и арендодатель, останутся без работы. Даже если владельцы таких точек бросят все свои силы на то, чтобы остаться на рынке, они понесут огромные убытки и не смогут обойти закон о ПЭТ таре по той причине, что альтернатив нет — наливать пиво в стеклянные бутылки и баллоны затруднительно технически, ведь оно очень сильно пенится. Из этой ситуации есть выход лишь у заводов-гигантов, и он состоит в том, чтобы заменить линии ПЭТ тары линиями для алюминиевых банок и, таким образом, сохранить объёмы производства. Но есть заводы, разливающие пиво исключительно в бутылки. Это значит, что такие заводы просто закроются. А это сотни рабочих мест.
В Тихорецке, например, это фактически градообразующий, единственный действующий завод. И город, таким образом, останется без работы, без налогов, без детских садов и так далее. Что же касается производителей полиэтиленовых бутылок, в Ростове, кстати, действуют два производства, изготавливающих «преформы», то их объёмы и объёмы производителей самих бутылок очень сильно сократятся. Если же дело в токсичных веществах, вырабатываемых соединением спирта с элементами, содержащимися в ПЭТ таре, то нужно было дать время химикам, на то чтобы найти способ заменить этот элемент другим, и сделать бутылки безопасными. И, к сожалению, к закону нет никаких комментариев, которые бы поясняли, как он повлияет на розлив безалкогольной продукции. А они нужны для того, чтобы найти хоть какое-то решение.
— Получается, что основной удар примут на себя владельцы точек «живого пива», а рестораны вроде вашего станут более популярны.
— Я, конечно, буду рад, что поток любителей пива в мои рестораны увеличится, и пиво будут употреблять в культурных местах, но очень велика и доля продаж на вынос в полиэтиленовых бутылках. Потому что у нас в стране пока ещё не сформировалась эта культура — пить пиво в барах. В России пить предпочитают дома. К тому же, уровень дохода населения таков, что прийти в паб для того, чтобы выпить пива — дорого. При том, что в Европе других способов просто не знают. Они предпочитают пить пиво там, где его производят. На этом основан и мой девиз: «Пейте пиво там, где его варят, хватит пить консервы».
— Как по-вашему, поможет ли новый закон в борьбе с алкоголизмом в России?
— В этом смысле нынешние нововведения очень напоминают кампанию по борьбе с алкоголизмом, которая была при Андропове. Тогда запретили продавать и производить алкоголь, и люди перешли на самогон, они не перестали пить, они стали пить плохие напитки. Это приносило только вред. Я считаю, что нужно развивать культуру пития, а не добиваться результатов запретами. Запретить стоит алкогольные коктейли и прочее, а чем плохо живое пиво?
— Приблизят ли нас нововведения к европейской культуре употребления алкоголя, Кажется, это является одной из целей государства…
— Нас к европейской культуре бы очень приблизило повышение доходов населения. Чтобы люди могли себе позволить зайти в ресторан или пивоварню. И количество таких мест должно увеличиваться. Если в Чехии или Германии, их действительно много и люди выбирают место, руководствуясь только качеством кухни, то у нас поход в ресторан приравнивается к событию.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.