Частный театр «Линии» представил новую работу известного режиссера Германа Грекова — комедию «Академия смеха» по пьесе японского драматурга Коко Митани. Пьесу в России ставили и в 2001, и в 2022-м. Ростовская версия получилась с японским налетом.
Оформление фойе театра как бы обещает — японское в постановке будет. Позирующие гейши в кимоно с вагаса — японскими зонтиками от солнца и для красоты, — предлагающиеся стаканчики с саке — антураж настраивает на неспешность.
Спектакль «Академия смеха» сразу ощущается камерным и теплым: небольшая сцена, плотные ряды зрительских мест и всего два персонажа.
Актеры — Цензор-рационалист Владимир Воробьев и эмоциональный и смешной Драматург Александр Гайдаржи. На сцене лаконичные декорации — красный стол причудливой формы и висящий красно-оранжевый шар. Герои одеты так, чтобы зрителям сразу стало ясно: облаченный в черное, наглухо застегнутый Цензор — зло и мрак, а Драматург в свободном белом — добро и свет.
Основной сюжет прост: в 1940-х годах в Японии драматург театра комедии приходит со своей новой пьесой к цензору, который вообще раньше и цензурой не занимался, и искусством тоже. Да и в целом не понимает — зачем ставить что-то смешное в такое непростое для страны время!
«Такое время сейчас наступило для всей нации, что весь народ должен сплотиться воедино, чтобы вынести все тяготы и испытания. Зачем нам театр сейчас. Не время нам теперь веселиться и предаваться утехам. Вот вам мое мнение. Что скажете?», — заявляет Цензор.
Ему не нравится название пьесы — «Трагедия о Джулио и Ромьетте» как пародия на пьесу Шекспира, не нравится, что в нем изображены европейские юноша и девушка, а не соотечественники. И тогда он просит автора перенести действие пьесы на японскую почву.
Автор сначала сопротивляется, но Цензор ясно дает понять — иначе спектакль будет запрещен.
В итоге он переделывает пьесу, однако Цензор снова и снова начинает придирки: то ему не нравится рифма — «Родина-Смородина», — то нужно вставить полицейского в сюжет, то патетические слова про готовность умереть за Родину.
Каждый раз после общения с Цензором Драматург на сцене вставляет голову в красно-оранжевый шар и снова и снова идет на сделку с совестью, лишь бы пьеса могла быть поставлена. Шар как олицетворение государственной бюрократической холодной и расчетливой машины из раза в раз вымывает из головы несчастного Драматурга свободу творчества.
Однако и искусство понемногу начинает овладевать рассудком строгого Цензора — он идет в театр, затем начинает репетировать вместе с Драматургом отдельные куски постановки. Герои облачаются в костюмы театра Кабуки и надевают маски. В конце Цензор уже даже не вносит правки, а сам хочет что-то придумать для спектакля, может быть, его предложения и нелепы, но видно — искусство уже захватило его.
Ближе к концу пьесы Драматург признается: он был готов на все, чтобы пьеса была поставлена. И даже меняя сюжет, место действия и добавляя ненужных персонажей или странные патриотические реплики он сделает пьесу смешной. Именно так Драматург борется с тоталитарной машиной государства и побеждает ее…
Зрители восприняли премьеру на «ура» и долго аплодировали артистам и режиссеру. Увидеть «Академию смеха» в театре Линии можно 1,10,15 и 20 декабря.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.