«Мы тут сами перемучаемся»

В Театре 18+ поставили спектакль по пьесе Натальи Ворожбит

Людмила Мелентьева (слева) и Светлана Лысенкова в спектакле "Саша, вынеси мусор" // Фото: "Городской репортер"

Премьерный спектакль Театра 18+ «Саша, вынеси мусор»  про войну, любовь, женский и мужской взгляды на разные обстоятельства, семью и еще про десятки вещей, о которых принято говорить, что «волнуют каждого». Режиссер Оксана Зиброва превратила пьесу украинского драматурга Натальи Ворожбит в одну большую метафору, рассказанную так же просто, как вынести мусор.

Мать и беременная дочь готовят поминки по умершему мужу и отчиму Саше (Роман Меринов). Офицер украинской армии умер от сердечной недостаточности. О том, что женщины скорбят, говорит их черная одежда, а одиночество ощущается еще до того, как они начинают говорить. Из декораций  большой кухонный стол, металлические тазы, банки, ведра. Только болты и гвозди, которые героини то и дело перекладывают из одной емкости в другую, напоминают о том, что это все-таки театр, и десятки зрителей не пришли в дом Кати (Светлана Лысенкова) и беременной Оксаны (Людмила Мелентьева), в их личное пространство, чтобы понаблюдать за происходящим. В остальном  абсолютно по-бытовому обставленная ситуация: готовка, рецепты, хлопоты Нарушить эту суеты не может даже призрак умершего Саши, который появляется практически сразу. Разговор с ним превращается в обычную семейную беседу: Катя пеняет Саше за былые обиды, по привычке женщины просят его вынести мусор и, наконец, вернуться домой «оттуда»  всякая мистика теряется на фоне этого разговора, что особенно удачно выписано в пьесе и поставлено на сцене. Призрак призраком, а надо еще решить, сколько конфет разложить по пакетикам и кто возьмет с собой бабушку  вызвать такси или сможет Толик?

Условно спектакль разделен на три действия: первое  в доме  заканчивается эпитафиями, которые героини произносят нарочно нараспев, как перестаравшиеся чтецы; второе  на кладбище  фресками c разными сюжетами из жизни Саши: он, Катя и Оксана будто замирают на фотографиях, которые пунктиром могут дать представление об этой семье. И здесь все обычно: ходил в цирк с маленькой Оксаной, заступился за Катю в период ухаживаний, преподавал физподготовку

 

[quote_center]И несмотря на то, что претензий, как во многих семьях, у Кати к Саше хоть отбавляй: и зарплата была «только на карамельки», и за границу не ездили, на вопрос Саши, зачем ему возвращаться, Катя с недоумением отвечает: «Ну, как же без тебя?».[/quote_center]

Потрясающе убедительным все происходящее в этом спектакле становится также благодаря отличной актерской игре и интересным режиссерским находкам: героини моют руки и меняют костюмы прямо на сцене  им нечего скрывать, к музыкальному сопровождению добавляется оглушительный звон жестяных тазов, стеклянных банок и шурупов, а декорации трансформируют сами актрисы.

И вот Саша готов вернуться, хотя раньше утверждал, что это невозможно  идет «шестая мобилизация». Он и его товарищи полны решимости отправиться с того света прямо на войну. Но Катя и Оксана, просившие раньше Сашу вернуться «дожить», уже выступают против: на амуницию нет денег, сил собирать его  тоже никаких. Да и на вторые похороны женщины не согласны, имеют же они, в конце концов, право на спокойное счастье: «Мы тут сами перемучаемся». И, кажется, в этой заключительной беседе героев и есть та самая показательная разница между мужским и женским отношением к войне: бравое рвение против большого горя. «Саша, вынеси мусор» — маленькое, но абсолютно осознанное восстание женщин.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.