Премьерный спектакль Театра 18+ «Саша, вынеси мусор» — про войну, любовь, женский и мужской взгляды на разные обстоятельства, семью и еще про десятки вещей, о которых принято говорить, что «волнуют каждого». Режиссер Оксана Зиброва превратила пьесу украинского драматурга Натальи Ворожбит в одну большую метафору, рассказанную так же просто, как вынести мусор.
Мать и беременная дочь готовят поминки по умершему мужу и отчиму Саше (Роман Меринов). Офицер украинской армии умер от сердечной недостаточности. О том, что женщины скорбят, говорит их черная одежда, а одиночество ощущается еще до того, как они начинают говорить. Из декораций — большой кухонный стол, металлические тазы, банки, ведра. Только болты и гвозди, которые героини то и дело перекладывают из одной емкости в другую, напоминают о том, что это все-таки театр, и десятки зрителей не пришли в дом Кати (Светлана Лысенкова) и беременной Оксаны (Людмила Мелентьева), в их личное пространство, чтобы понаблюдать за происходящим. В остальном — абсолютно по-бытовому обставленная ситуация: готовка, рецепты, хлопоты… Нарушить эту суеты не может даже призрак умершего Саши, который появляется практически сразу. Разговор с ним превращается в обычную семейную беседу: Катя пеняет Саше за былые обиды, по привычке женщины просят его вынести мусор и, наконец, вернуться домой «оттуда» — всякая мистика теряется на фоне этого разговора, что особенно удачно выписано в пьесе и поставлено на сцене. Призрак призраком, а надо еще решить, сколько конфет разложить по пакетикам и кто возьмет с собой бабушку — вызвать такси или сможет Толик?
Условно спектакль разделен на три действия: первое — в доме — заканчивается эпитафиями, которые героини произносят нарочно нараспев, как перестаравшиеся чтецы; второе — на кладбище — фресками c разными сюжетами из жизни Саши: он, Катя и Оксана будто замирают на фотографиях, которые пунктиром могут дать представление об этой семье. И здесь все обычно: ходил в цирк с маленькой Оксаной, заступился за Катю в период ухаживаний, преподавал физподготовку…
[quote_center]И несмотря на то, что претензий, как во многих семьях, у Кати к Саше хоть отбавляй: и зарплата была «только на карамельки», и за границу не ездили, на вопрос Саши, зачем ему возвращаться, Катя с недоумением отвечает: «Ну, как же без тебя?».[/quote_center]
Потрясающе убедительным все происходящее в этом спектакле становится также благодаря отличной актерской игре и интересным режиссерским находкам: героини моют руки и меняют костюмы прямо на сцене — им нечего скрывать, к музыкальному сопровождению добавляется оглушительный звон жестяных тазов, стеклянных банок и шурупов, а декорации трансформируют сами актрисы.
И вот Саша готов вернуться, хотя раньше утверждал, что это невозможно — идет «шестая мобилизация». Он и его товарищи полны решимости отправиться с того света прямо на войну. Но Катя и Оксана, просившие раньше Сашу вернуться «дожить», уже выступают против: на амуницию нет денег, сил собирать его — тоже никаких. Да и на вторые похороны женщины не согласны, имеют же они, в конце концов, право на спокойное счастье: «Мы тут сами перемучаемся». И, кажется, в этой заключительной беседе героев и есть та самая показательная разница между мужским и женским отношением к войне: бравое рвение против большого горя. «Саша, вынеси мусор» — маленькое, но абсолютно осознанное восстание женщин.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.