В Ростове в подземном переходе на пересечении улицы Большая Садовая и проспекта Ворошиловского недавно заменили часть плитки. Событие вызвало резонанс и бурное обсуждение в соцсетях. Представители администрации Ростова и общественные деятели провели дискуссию о необходимости реконструкции, дизайне перехода и сохранении мозаик.
Мозаичные панно в ростовских переходах представляют определенную культурную и историческую ценность, и то, что демонтировать их нельзя, очевидно для обеих сторон. Спорным стал вопрос о том, что делать с плиткой между художественными композициями.
Согласно утвержденному властями плану реконструкции, плитку в некоторых местах уже заменили на керамогранит. На нем разместят современные указатели, большую часть стен «зашьют» сверху панелями, на которых разместят рекламные щиты, мозаичные панно подсветят.
Активисты уверены, что плитку нельзя менять и закрывать, она служит обрамлением для панно, и все вместе составляет единую композицию с особым историческим стилем, который необходимо сохранить. «Между мозаичными панно будет реклама. Они потеряются на ее фоне. Целостная идея декорации перехода будет утрачена. Нужно оставить все как есть, люди создавали этот переход, нужно уважать их труд, историю города, наши достопримечательности», — уверена активистка Марина Зелинская.
Евгений Пикин, директор муниципального специализированного унитарного предприятия, в ведомстве которого находятся подземные переходы Ростова, считает, что ценность представляют только сами мозаики. «Вы пытаетесь выдать обычную плитку за какое-то историческое достояние. Часть плитки, которая была сбита, была черно-серого цвета. Вместо нее положили красивый современный керамогранит такого же цвета. Больше плитка меняться не будет», — заявил он.
Как отметил представитель администрации города, существует новая современная единая концепция, в которой целиком сохранена мозаика. «Она соответствует требованиям проекта „Доступная среда“ и модернизирует переход, что особо важно к ЧМ-2018. Сверху мы «зашьем» все панелями для того, чтобы это было в новой единой концепции», — рассказал Пикин.
Станислав Кравченко, арендатор перехода на Ворошиловском проспекте, добавил, что работы прежде всего необходимы для того, чтобы не допустить в дальнейшем разрушения стены, которая находится в аварийном состоянии. «Число автомобилей в городе растет, под их тяжестью переход проседает, поэтому стены находятся в аварийном состоянии. Если сейчас отваливается плитка, с нею осыпается часть штукатурки. Чтобы положить новую, нужно взять перфоратор и подготовить стену. Если так делать постоянно, рано или поздно вся мозаика просто рухнет», — пояснил он.
Также он рассказал, что решать вопрос с ремонтом плитки с каждым годом все сложнее. «Я арендую этот переход 18 лет. В течение этого времени я слежу за порядком в переходе и полностью его содержу, в том числе занимаюсь сохранением мозаики. У нас были запасы плитки, и раньше, когда она откалывалась, можно было просто заменить конкретный фрагмент. Сейчас производство такой плитки остановлено, ее просто нигде нет на рынке — современная плитка толще и больше, она сделана из более качественных материалов, поэтому и по внешнему виду отличается», — сказал Станислав Кравченко.
В качестве решения этой проблемы активисты предложили либо заказывать плитку в Италии, либо восстановить производство на шахтинском заводе, либо попросить горожан отдать такую плитку городу. «У многих в гаражах лежат запасы такой плитки, и горожане с радостью отдадут ее для ремонтов переходов», — уверен один из представителей общественного движения.
Но эти предложения были признаны нерациональными, поэтому активисты согласились с тем, что материалы заменять все же нужно, но не нарушая первоначальной концепции. «При реализации нового проекта панно будет чужеродно выглядеть. Поэтому я предлагаю сохранить существующую концепцию, в частности, оставить цветовое решение, по возможности и размер плитки. Сейчас цвета, которые выбраны вокруг панно, согласуются с главными цветовыми темами мозаик, это выглядит гармонично. А сами материалы можно заменить», — считает горожанин Михаил Кругликов.
В результате обсуждений было принято решение написать письмо властям с просьбой сохранить концепцию, цветовое решение переходов и продумать вариант с размещением рекламы. В дальнейшем для в оформлении других переходов активисты просят использовать единый принцип — вписывать новые идеи в концепт мозаики, а не наоборот.
Сегодня же стало известно, что активисты регионального отделения ОНФ провели встречу с замглавы администрации города по транспорту и дорожному хозяйству Евгением Лебедевым, и по их предложению в проект реконструкции подземного перехода внесут изменения, а именно — будет сохранено однотонное оформление стен, содержащих историческую мозаику, а рекламные конструкции на стенах с мозаикой размещаться не будут. «Одновременно будут проработаны проектные решения и предприняты дополнительные усилия по сохранению и продлению срока службы исторической мозаики», — сказано в сообщении активистов.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.